Якименко Антон Дмитриевич родился 5 декабря 1913 года в селе Володарское ныне посёлок Володарского района Донецкой области в семье крестьянина. Украинец. Генерал-лейтенант авиации (19.2.1964). Герой Советского Союза (29.8.1939).
Окончил 7 классов. Работал в колхозе. В 1934 году окончил Мариупольский металлургический техникум.
В Красной Армии с 1934 года. Окончил 11-ю Луганскую школу военных пилотов им. Пролетариата Донбасса (1935), Курсы усовершенствования при Военной академии командного и штурманского состава ВВС (1941), Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (1955).
Летчик авиационной эскадрильи, командир разведывательного авиационного звена 64-й лёгко-бомбардировочной бригады.
Участник боёв с японскими войсками на реке Халхин-Гол (Монголия). Флаг-штурман 2-й авиационной эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка.
Участник аннексии Бессарабии. Инспектор по техники пилотирования, заместитель командира 67-го истребительного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны. Заместитель командира 292-го истребительного авиационного полка. Командир 427-го истребительного авиационного полка, 150-го гвардейского истребительного авиационного полка.
После войны командовал авиационным полком в Прикарпатском военном округе. Старший инспектор-летчик по технике пилотирования ВВС Прикарпатского военного округа. Командир 105-й истребительной авиационной дивизии. Командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. Заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР.
Звания: генерал-майор авиации (8.8.1953).
В запасе с 1972 года, а затем в отставке. Был Председателем Монгольской секции Московской ассоциации воинов-интернационалистов.
Почетный гражданин Володарского района Донецкой области.
Умер 6 декабря 2006 года после тяжелой болезни. Похоронен в г. Москве на Троекуровском кладбище, где ему установлен памятник.
Награждён: орденом Ленина; 4-мя орденами Красного Знамени; орденом Суворова 3-й степени; 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени; 3-мя орденами Красной Звезды и медалями; а также орденами Монгольской Народной Республики Сухэ-Батора, Боевого Красного Знамени, «Полярной Звезды»; орденом Социалистической Республики Румынии Тудора Владимиреску 2-й степени и иностранными медалями.
Не выполнил приказ командира…
Ночью 13 июля 1943 года командир 294-й штурмовой авиационной дивизии полковник Владимир Сухорябов приехал на полевой аэродром 427-го истребительного авиационного полка, который находился на хуторе Тоненький недалеко от линии фронта. Подняв тревогу, комдив разбудил спящего командира полка:
— Немцы рядом, а вы, товарищ Якименко, спите!
— Немцы всегда рядом, – сказал, проснувшись, майор Антон Дмитриевич Якименко полковнику, – но отдых необходим. С рассвета начнётся работа.
— Какая там работа? Вы до сих пор не понимаете? Вы только прислушайтесь: недалеко от аэродрома идёт бой…
Когда до Антона Якименко дошёл смысл сказанного комдивом, то он сразу понял, в какую тяжёлую ситуацию попал его полк.
5 июля 1944 года началось наступление немецких войск группы армий «Süd» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна в рамках операции «Zitadelle», целью которой был разгром советских войск на Курской дуге, что затем позволило бы развернуть общее наступление на Москву. В первый день боёв немецким соединениям удалось вклиниться в расположение советских войск, а в дальнейшем и прорвать главную полосу обороны Воронежского Фронта генерала армии Николая Ватутина. В небе также завязались ожесточённые воздушные бои, в которых принял участие и 427-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого состояли истребители Як-1. Когда немецкое наступление начинало захлёбываться, генерал Манштейн решил совершить прорыв танками 2-го танкового корпуса СС и 3-го танкового корпуса в районе станции Прохоровка. Эти планы стали известны советскому командованию, в результате чего на прохоровское направление срочно были переброшены дополнительные танковые части. 12 июля близ Прохоровки развернулось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 750 танков и самоходных орудий. К исходу дня бои под Прохоровкой закончились поражением главной группировки противника, которая стала отступать, но не прежним путём, на юго-запад, а строго на юг. На пути отступающих немецких войск и находился хутор Тоненький. Катастрофическое положение 427-го авиационного полка объяснялось тем, что из всех лётчиков только командир полка Антон Якименко имел опыт ночных полётов.
— Спасайте людей, самолёты сожгите, – приказал полковник Сухорябов, сел в автомашину и уехал.
Майор Якименко не поверил своим ушам. С рассветом полк должен был снова драться в небе, поэтому Антон Дмитриевич не спешил выполнять устный приказ полковника. Собрав лётчиков, Якименко объяснил ситуацию и предложил им перелететь на аэродром в Новом Осколе. Пилоты поддержали своего командира.
Майор провёл получасовой инструктаж, посвящённый полётам в тёмное время суток. Определив порядок взлета, маршрута полета и специфику ночной посадки, отрегулировав яркость подсветки приборов в кабине, самолеты полка один за другим поднялись в небо. В какой-то степени взлететь лётчикам помогло зарево ближнего боя. Якименко покинул аэродром последним, чтобы удостовериться, все ли взлетели. В воздухе истребители строго соблюдали заданную высоту и скорость, чтобы в темноте не столкнуться с другими самолётами.
Пролетая над расположением войск Степного Фронта в районе Нового Оскола, Яки подверглись обстрелу с земли. Не предупреждённая о ночном вылете полка, зенитная артиллерия советских войск открыла яростный огонь. Однако у зенитчиков не было прожекторов, поэтому, к счастью, ни один самолет не пострадал. Так все двадцать Яков один за другим произвели посадку, не понеся потерь. Уже утром лётчики полка были подняты в воздух на сопровождение бомбардировщиков.
Приняв во внимание боевые успехи авиаполка в районе Курского выступа, а также психологичную стойкость всего коллектива и командное мастерство во время этого непредвиденного ночного перелёта, командир 4-го истребительного авиационного корпуса генерал-майор авиации Иван Подгорный из лучших лётчиков полка решил создать специальную авиационную группу. Она должна была служить своеобразным резервом авиационного командования для решения важных и внезапно возникших задач, в корне изменять обстановку в какой-то момент в борьбе за господство в воздухе. Отличительной чертой авиагруппы «Меч», как она была названа, стал ярко-красный цвет передней части самолёта – от винта до кабины. Возглавить асов-истребителей, учитывая опят как воздушного бойца, так и полкового командира, генерал Подгорный назначил майора Антона Якименко, не освобождая его от командования 427-м полком. В группу вошли те летчики, которых Антон Дмитриевич лично проверил в бою. После создания, группа «Меч» приступила к тренировочным полётам.
К этому моменту сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. Наступательная стратегия Вермахта потерпела полный крах. После поражения немецкое командование вынуждено было перейти к стратегической обороне. До конца войны на Восточном фронте немецкие войска так и не смогли предпринять ни одного крупного наступления оперативно-стратегического характера. Инициатива окончательно перешла в руки советского командования. В результате победы советских войск в Курской битве завершился коренной перелом не только в Великой Отечественной войне, но и всей Второй мировой войне в пользу стран антигитлеровской коалиции.
В оперативном плане эта победа Красной Армии создала предпосылки для освобождения всей Украины. В последующих сражениях также приняла активное участие и специальная авиационная группа «Меч». Эта группа постоянно дежурила на аэродроме, не участвуя в плановой работе полка, поднималась в воздух по особому заданию командования для наращивания сил в наиболее сложные периоды воздушных боев. За мужество и героизм десять лётчиков авиационного группы были удостоены звания Герой Советского Союза. Только эта десятка сбила более 200 немецких самолётов…