За штурвалом «чёрной смерти»…

Starokon Ivan Ivanovich

 

Староконь Иван Иванович родился 26 мая 1923 года в селе Антоновка ныне Марьинского района Донецкой области в семье рабочего. Украинец. Генерал-майор авиации (19.2.1970). Герой Советского Союза (26.10.1944).

Окончил два класса школы в с. Антоновка. Учёбу продолжил в школе № 69 г. Сталино, которую окончил в 1940 году. В десятом классе параллельно учился в Рутченковском аэроклубе.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (1942), которая с началом войны была эвакуирована в Среднюю Азию, Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (1945), Военно-воздушную академию (1953), Высшие академические курсы при Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина (1968).

Участник Великой Отечественной войны. Младший летчик, старший летчик, командир авиационного звена. Заместитель командира авиационной эскадрильи 70-го гвардейского штурмового авиационного полка. Командир авиационной эскадрильи. Начальник штаба авиационного полка.

Заместитель командира авиационного полка. Командир штурмового авиационного полка, истребительного авиационного полка. Заместитель командира 239-й истребительной авиационной дивизии. Старший преподаватель кафедры тактики штурмовой авиации, заместитель начальника факультета, начальник факультета Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина.

В запасе с 1979 года по состоянию здоровья.

Умер 7 февраля 1995 года после тяжелой болезни. Похоронен на Гарнизонном кладбище поселка Монино Щелковского района Московской области, где ему установлен памятник.

Награждён: орденом Ленина; 3-мя орденами Красного Знамени; 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени; орденом Красной Звезды; орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и медалями; а также иностранными медалями.

 

За штурвалом «чёрной смерти»…

В начале марта 1944 года Красная Армия возобновила наступление на Правобережной Украине против войск немецкой группы армий «Süd». Чтобы не допустить оказания помощи группой армий «Mitte» своему южному соседу, Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение нанести удар в направлении Ковеля и Бреста, в стык группам армий «Mitte» и «Süd». Поскольку Ковельское направление считалось самостоятельным и весьма перспективным, было решено образовать здесь самостоятельный Фронт. Директивой Ставки ВГК от 17 февраля 1944 года в состав нового Фронта, получившего название «2-й Белорусский», были включены 47-я, 61-я и 70-я Армии, а также Днепровская военная флотилия. Авиационные силы Фронта составила 6-я Воздушная Армия. Командующий Фронтом был назначен генерал-полковник Павел Курочкин.

15 марта войска нового Фронта имеющимися силами перешли в наступление. Направление главного удара определялось на Ковель – важный узел железных и шоссейных дорог на Волыни. Несмотря на чрезвычайные трудности при наступлении в лесисто-болотистой местности в условиях весенней распутицы, к 18 марта войскам 47-й Армии под командованием генерал-лейтенанта Виталия Поленова, которые наносили главный удар, удалось окружить Ковель. Гарнизон осаждённого города, который насчитывал около 10 000 человек, возглавил группенфюрер СС и генерал-лейтенант войск СС Герберт-Отто Гилле. Хорошо понимая опасность, которую представляла советская группировка, выходящая во фланг и тыл группы армий «Mitte», немецкое командование стало принимать ответные меры. Для прорыва кольца были переброшены дополнительные силы с Холмского и Брестского направлений. Вступив в бой, они начали теснить советские войска. Необходимо было остановить и обескровить наступающие немецкие части. Большую роль в этом должна была сыграть 6-я Воздушная Армия генерал-лейтенанта авиации Фёдора Полынина.

19 марта, не смотря на нелётную погоду, советские лётчики начали свои боевые вылеты. Особенно хорошо поработала штурмовая авиация. Илы 3-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии парами и небольшими группами с утра до вечера наносили штурмово-бомбовые удары по окруженному ковельскому гарнизону, по коммуникациям и резервам противника.

Среди отличившихся частей дивизии был и 70-й гвардейский штурмовой авиационный полк. После налётов лётчиков полка в районе окружения возникало немало пожаров. На железнодорожных станциях они уничтожили три эшелона с вражеской техникой и живой силой, разрушив полотно в нескольких местах. «Чёрной смертью» прозвали немецкие солдаты советские штурмовики Ил-2.

Однако в дальнейшем непрекращающиеся дожди со снегопадами, а также холодный, порывистый ветер и низкая облачность, не позволяли проводить боевые операции. На задания вылетали только отдельные, наиболее подготовленные пилоты.

Так утром 26 марта 1944 года на разведку погоды вылетел экипаж гвардии старшего лейтенанта Ивана Ивановича Староконя из 70-го гвардейского штурмового авиационного полка. Пробившись через сильный снегопад к линии фронта, он увидел на заснеженном поле две стрелковые цепи, которые вели огневой бой. Различить своих от немцев лётчику не позволяла плохая погода. Иван Староконь сделал над полем боя несколько кругов, но безрезультатно. И тут со стороны одной из цепей взлетели две ракеты, но не зелённые, как должно было быть сегодня, а красные.

— Стоп, тут что-то неладно, – сообразил старший лейтенант. Значит, ему указывают на цель не наши солдаты, а противник, намереваясь обмануть.

Староконь уточнил направление атаки и повёл свой Ил-2 к намеченной цели. Открыв огонь из пушек и пулемётов самолёта, пилот произвёл подряд пять атак по вражеским солдатам. Стрелял также и бортовой стрелок. Убитые немецкие пехотинцы так и остались лежать на снегу, а уцелевшие в панике заметались, отыскивая укрытия. При поддержке штурмовика советские солдаты поднялись в атаку и оттеснили гитлеровцев.

Frontovaya gazeta

Именно в этот день – 26 марта 1944 года – на другом участке советско-немецкого фронта войска 2-го Украинского Фронта вышли на 85-километровой полосе к государственной границе Советского Союза.

Положение немецкого гарнизона в Ковеле, из-за недостатка боеприпасов и продовольствия, стало катастрофическим. Немецкое командование предприняло попытки воздушного снабжения. Истребителям 6-й Воздушной была поставлена новая задача: перекрыть дорогу неприятельским воздушным транспортам. Однако дело оказалось не из лёгких. Немецкие транспортные самолёты каждый раз прикрывались «мессерами» и «фоккерами», которые связывали советские истребители воздушными боями, позволяя Ju-52 и Ju-88 сбрасывать окружённым войскам контейнеры с грузами. На помощь истребителям было решено привлечь и штурмовики. Командиры полков 3-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии лично подбирали пары Илов для борьбы с вражеской транспортной авиацией. Принял участие в боях и старший лейтенант Иван Староконь. Число сбитых «юнкерсов» резко возросло. Пленные немецкие лётчики рассказывали, что полёты в окружённый Ковель стали считаться очень опасными.

В результате десяти дней ожесточённых боёв и ценой больших потерь немецким войскам всё же удалось прорвать кольцо окружения и, оттеснив соединения 47-й Армии, деблокировать гарнизон Ковеля. К 5 апреля линия фронта стабилизировалась. Герберт-Отто Гилле был награждён Бриллиантами к Рыцарскому Железному кресту.

В ходе Полесской операции 2-й Белорусский Фронт не смог выполнить поставленных задач, однако сковал крупные немецкие силы и способствовал успешному наступлению войск Красной Армии на других направлениях, в частности удару 1-го Украинского Фронта на Черновцы.

В начале апреля по указанию Ставки Верховного Главнокомандования в район боевых действий прибыл командующий 1-м Белорусским Фронтом генерал армии Константин Рокоссовский. Ознакомившись с обстановкой, он пришел к выводу о нецелесообразности проведения новой наступательной операции по освобождению Ковеля. В связи с этим директивой Ставки ВГК с 5 апреля 2-й Белорусский Фронт был упразднён, а его войска переданы в с
остав 1-го Белорусского.

3-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия летом 1944 года вновь приняла участие в боях за Ковель, закончившиеся освобождением города от немецких захватчиков. За боевые заслуги дивизия была удостоена почётного наименования «Ковельская»…

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.16MB | MySQL:41 | 0,341sec