Последняя набеговая операция

Parhomenko-Viktor-Aleksandrovich

Пархоменко  Виктор  Александрович  родился 29 сентября 1905 года в селе Верхнее ныне Артёмовского района Донецкой области в семье крестьянина. Украинец. Вице-адмирал (3.8.1953).

В ВМФ с 1923 года. Окончил артиллерийскую школу младших специалистов (1924), параллельные классы при Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (1931), Специальные курсы командного состава ВМС РККА (1934), Военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова (1941).

Краснофлотец (8 – 10.1923), старшина (9.1924 – 11.1925), парторганизатор по комсомолу (11.1925 – 8.1926), политрук (8 – 12.1926) 3-й группы береговой обороны Морских частей (сил) Черного моря. Политрук роты Учебного отряда (12.1926 – 11.1927), 50-го отдельного авиационного отряда ВВС (11.1927 – 9.1928) Морских сил Черного моря. Артиллерист (10.1931 – 8.1932), помощник командира (8.1932 – 1.1933) эсминца «Карл Маркс». Командир Боевой части-2 (БЧ-2) эсминца «Володарский» (1 – 10.1933). Помощник командира монитора «Вихрь» (3.1934 – 6.1936). Помощник командира (6.1936 – 3.1937), начальник штаба (3.1937 – 5.1938) Учебного отряда Амурской Военной флотилии. Командир монитора «Красный Восток» (5.1938 – 1.1940).

Участник Великой Отечественной войны. Командир дивизиона канонерских лодок  Черноморского Флота (6 – 7.1941). И.д. старшего помощника командира крейсера «Червона Украина» (7 – 11.1941). Командир эсминца «Беспощадный» (11.1941 – 10.1943), 1-го дивизиона эсминцев Черноморского Флота (11.1943 – 12.1944), крейсера «Молотов» (12.1944 – 11.1945).

Начальник штаба Отряда надводных кораблей Черноморского Флота (11.1945 – 2.1946). Член комиссии по приемке трофейных кораблей для Черноморского Флота в Германии (11.1945 – 5.1946). Начальник штаба (2.1946 – 11.1948), командующий (11.1948 – 9.1951) эскадры надводных кораблей Черноморского Флота. Начальник штаба Черноморского Флота (9.1951 – 7.1955). Командующий Черноморским Флотом (7 – 12.1955). В распоряжении Главнокомандующего ВМФ СССР (12.1955 – 1.1956). Первый заместитель командующего Тихоокеанским Флотом (1.1956 – 5.1960). Руководитель экспедиции особого назначения № 66 (7.1956 – 9.1957). Начальник Высших специальных офицерских классов ВМФ (5.1960 – 3.1964). Заместитель старшего группы по ВМС (3 – 6.1964), старший группы по ВМС (6.1964 – 4.1968) советских военных специалистов в Индонезии. Начальник вспомогательного флота и Аварийно-спасательных сил ВМФ (4.1968 – 12.1969).

Звания: контр-адмирал (11.5.1949).

В запасе с 1969 года по болезни. Занимался военно-патриотической и ветеранской работой. Длительное время был  начальником Главной  навигационно-технической инспекции по маломерному флоту при Центральном Совете ОСВОДа РСФСР.

Умер 11 ноября 1997 года. Похоронен в г. Москве на Троекуровском кладбище, где ему установлен памятник.

Награждён: 2-мя орденами Ленина; 5-ю орденами Красного Знамени; орденом Нахимова 2-й степени; орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями; а также иностранными орденами и медалями.

С наступлением темноты 5 октября 1943 года из Туапсе в очередной боевой поход вышел в море эскадренный миноносец «Беспощадный». На капитанском мостике эсминца находился командир корабля капитан 2-го ранга Виктор Александрович Пархоменко, сын легендарного комдива времён Гражданской войны, а также капитан 2-го ранга Григорий Негода, возглавлявший первый дивизион эсминцев Черноморского Флота. В это соединение входили также эскадренный миноносец «Способный» (командир капитан 3-го ранга Аркадий Горшенин) и лидер эсминцев «Харьков» (командир капитан 2-го ранга Пётр Шевченко), тоже покинувшие Туапсе вместе с «Беспощадным».Sevostopal.-Zhukov-G.K.-na-ChF

За четыре часа до выхода кораблей командиры получили боевые распоряжения. Инструктаж проводил лично командующий Черноморским Флотом вице-адмирал Лев Владимирский. Осенью 1943 года находившиеся в Крыму немецкие войска могли снабжаться только морем, поэтому перед советскими военно-морскими силами встала проблема срыва вражеских морских перевозок. Комфлота поставил задачу: произвести набег на морские коммуникации противника у южного побережья Крыма, обстрелять порты Феодосии и Ялты, где разведка обнаружила большое скопление плавсредств. Для прикрытия эсминцев выделялись все имевшие в наличии истребители дальнего действия ВВС Флота. Общее руководство операцией возлагалось на начальника штаба эскадры капитана 1-го ранга Михаила Романова, находящегося в Геленджике.

Ближе к полуночи немецкая радиопеленгаторная станция в Евпатории обнаружила выход кораблей из Туапсе, что дало основание командующему немецкими силами на Черном море вице-адмиралу Густаву Кизерицки предположить их возможный рейд к берегам Крыма. Была объявлена тревога по районам Ялты и Феодосии. И, когда корабли капитана Негоды подошли к Феодосии, их попытались атаковать немецкие торпедные катера S-28, S-42 и S-45 под командованием корветен-капитана Клауса Дитриха Симса. Советские эсминцы уклонились от выпущенных торпед и открыли огонь из всех орудий. Немцы, прикрывшись дымовой завесой, начали отход к своей базе в район Коктебеля под защиту своих береговых батарей.

Поняв, что скрытно операцию провести не удалось, Негода отказался от бомбардировки Феодосии, ограничившись обстрелом порта Ялты, куда ещё ранее был направлен «Харьков». Повернувшие на юг «Способный» и «Беспощадный» в районе мыса Меганом неожиданно встретились ещё с двумя неприятельскими торпедными катерами – S-51 и S-52, возвращающихся на свою базу после ремонта в Констанце. Немецкие катера сымитировал ложную атаку и ушли к берегу. Преследовать их эсминцы не стали.

Тем временем «Харьков» подошёл к Ялте и обстрелял порт, выпустив около ста осколочно-фугасных снарядов. По кораблю открыли огонь береговые батареи, но вреда ему не нанесли. Следуя вдоль берега, лидер также выполнил около 30 залпов по Алуште, отвернул в море и вскоре присоединился к эсминцам.

Отряд в полном составе лёг на обратный курс. Уже светало, когда три советских истребителя Р-40 «Kittyhawk», сопровождающие корабли, обнаружили и сбили германский самолет-разведчик — летающую лодку BV-138. Григорий Негода приказал «Способному» подобрать немецких лётчиков, приводнившихся на парашютах в видимости кораблей. Вся операция заняла около 20 минут. Когда же корабли начали построение в поход, появились немецкие пикирующие бомбардировщики U-87 под прикрытием четырех истребителей Bf-109. Несмотря на понесённые потери, им удалось поразить «Харьков» сразу тремя 250-килограммовыми бомбами: нос корабля погрузился в воду по надпись, лидер потерял ход. «Способный» взял его на буксир.

Тем временем на командном пункте адмирала Владимирского получили донесение о повреждении «Харькова». Командующий Флотом старался помочь кораблям, выслав к ним ещё девять истребителей. Находившийся на КП народный комиссар ВМФ адмирал Николай Кузнецов распорядился:

 

— Прикажите Негоде оставить «Харьков»!

Но Негода этот приказ так и не получил и продолжил движение. В полдень над кораблями появились четырнадцать немецких пикировщиков. Два из них атаковали «Харьков» и прекративший его буксировку «Способный», остальные стали пикировать на «Беспощадный», в который в результате авианалёта попала авиабомба, разрушившая машинное отделение. По приказанию командира эсминца Виктора Пархоменко матросы начали борьбу за живучесть корабля, выстрелив за борт все торпеды и сбросивши глубинные бомбы. Оценив обстановку и послав донесение командованию, командир дивизиона приказал капитану «Способного» поочередно буксировать оба повреждённых корабля. Так продолжалось до того момента, когда после 14 часов на «Харькове» ввели в строй котел и корабль смог дать ход до 10 узлов. «Способный» взял на буксир «Беспощадного». Скорость движения отряда сократилось вдвое.

Через 40 минут советское соединение подверглось очередной атаке с воздуха. При обнаружении самолётов противника эсминец «Способный» отошел от «Беспощадного», дал полный ход и, маневрируя, открыл огонь. Девятка U-87 в сопровождении дюжины «мессершмиттов» выбрали главной мишенью неподвижно стоящий корабль. Команда «Беспощадного» героически отражала атаки, им помогала тройка истребителей прикрытия Р-39 «Airacobra» и присоединившиеся в ходе боя три Як-1. Однако «Беспощадный» получил четыре прямых попадания, разломился пополам, и вскоре быстро затонул. Комдив Н.Г. Негода крикнул:

— Экипажу Краснознамённого эсминца «Беспощадный» – ура!

Личный состав кораблей подхватили «ура». Матросы и офицеры, оказавшиеся в воде, прощались с кораблём.

Пока оставшиеся корабли занимались спасением людей из затонувшего «Беспощадного», немецкие ВВС совершили ещё один налёт и потопили лидер «Харьков». Корабль скрылся под водой, до последней минуты стреляя из уцелевшего кормового орудия.

«Способный» в течение двух часов занимался спасением экипажей погибших кораблей, пока не последовал последний, самый мощный, налёт вражеской авиации. В нём участвовали 25 «юнкерсов» из 3-й группы 3-й эскадры пикирующих бомбардировщиков, которые начали пикировать на корабль с нескольких направлений. «Способный» затонул от двух прямых попаданий авиабомб.

Для спасения команд были высланы торпедные и сторожевые катера, тральщики и гидросамолёты, которые подобрали с воды 123 человека (спасли и командира дивизиона Григория Негоду). Погибло 780 моряков, в том числе командир лидера «Харьков» капитан 2-го ранга Пётр Шевченко. Восемнадцать часов в холодной осенней воде провёл капитан 2-го ранга Виктор Пархоменко и в окоченевшем состоянии был поднят из воды гидросамолётом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.99MB | MySQL:48 | 0,353sec