Не выполнил приказ командира…

Yakimenko Anton Dmitrievich

 

Якименко Антон Дмитриевич  родился 5 декабря 1913 года в селе Володарское ныне посёлок Володарского района Донецкой области в семье крестьянина. Украинец. Генерал-лейтенант авиации (19.2.1964). Герой Советского Союза (29.8.1939).

Окончил 7 классов. Работал в колхозе. В 1934 году окончил Мариупольский металлургический техникум.

В Красной Армии с 1934 года. Окончил 11-ю Луганскую школу военных пилотов им. Пролетариата Донбасса (1935), Курсы усовершенствования при Военной академии командного и штурманского состава ВВС (1941), Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (1955).

Летчик авиационной эскадрильи, командир разведывательного авиационного звена 64-й лёгко-бомбардировочной бригады.

Участник боёв с японскими войсками на реке Халхин-Гол (Монголия). Флаг-штурман 2-й авиационной эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка.

Участник аннексии Бессарабии. Инспектор по техники пилотирования, заместитель командира 67-го истребительного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны. Заместитель командира 292-го истребительного авиационного полка. Командир 427-го истребительного авиационного полка, 150-го гвардейского истребительного авиационного полка.

После войны командовал авиационным полком в Прикарпатском военном округе. Старший инспектор-летчик по технике пилотирования ВВС Прикарпатского военного округа. Командир 105-й истребительной авиационной дивизии. Командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. Заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР.

Звания: генерал-майор авиации (8.8.1953).

В запасе с 1972 года, а затем в отставке. Был Председателем Монгольской секции Московской ассоциации воинов-интернационалистов.

Почетный гражданин Володарского района Донецкой области.

Умер 6 декабря 2006 года после тяжелой болезни. Похоронен в г. Москве на Троекуровском кладбище, где ему установлен памятник.

Награждён: орденом Ленина; 4-мя орденами Красного Знамени; орденом Суворова 3-й степени; 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени; 3-мя орденами Красной Звезды и медалями; а также орденами Монгольской Народной Республики Сухэ-Батора, Боевого Красного Знамени, «Полярной Звезды»; орденом Социалистической Республики Румынии Тудора Владимиреску 2-й степени и иностранными медалями.

 

Не выполнил приказ командира…

Ночью 13 июля 1943 года командир 294-й штурмовой авиационной дивизии полковник Владимир Сухорябов приехал на полевой аэродром 427-го истребительного авиационного полка, который находился на хуторе Тоненький недалеко от линии фронта. Подняв тревогу, комдив разбудил спящего командира полка:

— Немцы рядом, а вы, товарищ Якименко, спите!

— Немцы всегда рядом, – сказал, проснувшись, майор Антон Дмитриевич Якименко полковнику, – но отдых необходим. С рассвета начнётся работа.

— Какая там работа? Вы до сих пор не понимаете? Вы только прислушайтесь: недалеко от аэродрома идёт бой…

Когда до Антона Якименко дошёл смысл сказанного комдивом, то он сразу понял, в какую тяжёлую ситуацию попал его полк.

5 июля 1944 года началось наступление немецких войск группы армий «Süd» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна в рамках операции «Zitadelle», целью которой был разгром советских войск на Курской дуге, что затем позволило бы развернуть общее наступление на Москву. В первый день боёв немецким соединениям удалось вклиниться в расположение советских войск, а в дальнейшем и прорвать главную полосу обороны Воронежского Фронта генерала армии Николая Ватутина. В небе также завязались ожесточённые воздушные бои, в которых принял участие и 427-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого состояли истребители Як-1. Когда немецкое наступление начинало захлёбываться, генерал Манштейн решил совершить прорыв танками 2-го танкового корпуса СС и 3-го танкового корпуса в районе станции Прохоровка. Эти планы стали известны советскому командованию, в результате чего на прохоровское направление срочно были переброшены дополнительные танковые части. 12 июля близ Прохоровки развернулось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 750 танков и самоходных орудий. К исходу дня бои под Прохоровкой закончились поражением главной группировки противника, которая стала отступать, но не прежним путём, на юго-запад, а строго на юг. На пути отступающих немецких войск и находился хутор Тоненький. Катастрофическое положение 427-го авиационного полка объяснялось тем, что из всех лётчиков только командир полка Антон Якименко имел опыт ночных полётов.

— Спасайте людей, самолёты сожгите, – приказал полковник Сухорябов, сел в автомашину и уехал.

Майор Якименко не поверил своим ушам. С рассветом полк должен был снова драться в небе, поэтому Антон Дмитриевич не спешил выполнять устный приказ полковника. Собрав лётчиков, Якименко объяснил ситуацию и предложил им перелететь на аэродром в Новом Осколе. Пилоты поддержали своего командира.

Майор провёл получасовой инструктаж, посвящённый полётам в тёмное время суток. Определив порядок взлета, маршрута полета и специфику ночной посадки, отрегулировав яркость подсветки приборов в кабине, самолеты полка один за другим поднялись в небо. В какой-то степени взлететь лётчикам помогло зарево ближнего боя. Якименко покинул аэродром последним, чтобы удостовериться, все ли взлетели. В воздухе истребители строго соблюдали заданную высоту и скорость, чтобы в темноте не столкнуться с другими самолётами.Pamyatnik na mogile

Пролетая над расположением войск Степного Фронта в районе Нового Оскола, Яки подверглись обстрелу с земли. Не предупреждённая о ночном вылете полка, зенитная артиллерия советских войск открыла яростный огонь. Однако у зенитчиков не было прожекторов, поэтому, к счастью, ни один самолет не пострадал. Так все двадцать Яков один за другим произвели посадку, не понеся потерь. Уже утром лётчики полка были подняты в воздух на сопровождение бомбардировщиков.

Приняв во внимание боевые успехи авиаполка в районе Курского выступа, а также психологичную стойкость всего коллектива и командное мастерство во время этого непредвиденного ночного перелёта, командир 4-го истребительного авиационного корпуса генерал-майор авиации Иван Подгорный из лучших лётчиков полка решил создать специальную авиационную группу. Она должна была служить своеобразным резервом авиационного командования для решения важных и внезапно возникших задач, в корне изменять обстановку в какой-то момент в борьбе за господство в воздухе. Отличительной чертой авиагруппы «Меч», как она была названа, стал ярко-красный цвет передней части самолёта – от винта до кабины. Возглавить асов-истребителей, учитывая опят как воздушного бойца, так и полкового командира, генерал Подгорный назначил майора Антона Якименко, не освобождая его от командования 427-м полком. В группу вошли те летчики, которых Антон Дмитриевич лично проверил в бою. После создания, группа «Меч» приступила к тренировочным полётам.

К этому моменту сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. Наступательная стратегия Вермахта потерпела полный крах. После поражения немецкое командование вынуждено было перейти к стратегической обороне. До конца войны на Восточном фронте немецкие войска так и не смогли предпринять ни одного крупного наступления оперативно-стратегического характера. Инициатива окончательно перешла в руки советского командования. В результате победы советских войск в Курской битве завершился коренной перелом не только в Великой Отечественной войне, но и всей Второй мировой войне в пользу стран антигитлеровской коалиции.

В оперативном плане эта победа Красной Армии создала предпосылки для освобождения всей Украины. В последующих сражениях также приняла активное участие и специальная авиационная группа «Меч». Эта группа постоянно дежурила на аэродроме, не участвуя в плановой работе полка, поднималась в воздух по особому заданию командования для наращивания сил в наиболее сложные периоды воздушных боев. За мужество и героизм десять лётчиков авиационного группы были удостоены звания Герой Советского Союза. Только эта десятка сбила более 200 немецких самолётов…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 21MB | MySQL:48 | 0,360sec