Будни воздушной разведки…

Shalimov-Vladimir-Fedorovich

Шалимов Владимир Фёдорович родился 24 сентября 1921 года в посёлке Харцызск ныне город Донецкой области в семье рабочего. Русский. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (23.2.1945).

В 1939 году окончил 10 классов средней школы г. Харцызска.

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков (1940), Военно-воздушную академию (1953).

Участник Великой Отечественной войны. Летчик, заместитель командира авиационного звена, командир авиационного звена, политрук авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи, штурман авиационного полка. Заместитель начальника штаба 13-го отдельного разведывательного авиационного полка по разведке и аэрофотосъемке.

После войны продолжал службу в рядах Советской Армии.

В запасе с 1979 года, а затем в отставке. Живет в г. Москве.

В 1979 – 1990 гг. начальник штаба летно-испытательного комплекса Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации СССР.

Почётный гражданин г. Харцыска.

Награждён: орденом Ленина; 3-мя орденами Красного Знамени; 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени; орденом Трудового Красного Знамени; 2-мя орденами Красной Звезды; орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени; и медалями; а также иностранными медалями.

 

Будни воздушной разведки…

14 января 1943 года самолёт-разведчик Пе-2 5-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи с цифрой 10 на хвосте и надписью на фюзеляже «За Ленинград» выполнял разведывательный полёт. Командир экипажа старший лейтенант Александр Ткаченко попросил стрелка-радиста Юрия Смирнова настроится на волну радиопередатчика своего штурмана лейтенанта Владимира Фёдоровича Шалимова и послушать, как у него идут дела.

— Товарищ командир! – взволновано доложил через несколько минут Смирнов. – Володьку не слышно!

— Прослушай-ка ещё разок, – попросил лейтенант Ткаченко.

Однако и повторное прослушивание не дало результатов.

За два дня до этого, утром 12 января 1943 года более 4 500 орудий и миномётов Ленинградского и Волховского Фронтов, а также Балтийского Флота открыли внезапный артиллерийский огонь по позициям противника. Началась операция «Искра». Чтобы не разбить лёд на Неве, немецкие оборонительные сооружения и огневые точки, находившиеся на самом берегу, разрушались и уничтожались прямой наводкой. После такой мощной артиллерийской подготовки в наступление пошли дивизии и бригады 67-й Армии Ленинградского Фронта генерал-майора Михаила Духанова и 2-й Ударной Армии Волховского Фронта генерал-лейтенанта Владимира Романовского. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух армий при поддержке Ладожской военной флотилии разгромить войска 18-й армии Вермахта, обороняющие Шлиссельбургско-Синявинский 16-километровый выступ. Таким образом, предполагалось снять блокаду Ленинграда и обеспечить сухопутное сообщение города со страной.

Для координации действий своих подразделений командующий Ленинградским Фронтом генерал-лейтенант артиллерии Леонид Говоров решил создать группу воздушных наблюдателей, которые должны были постоянно находится над районом операции и докладывать общую обстановку на поле боя. Были подобраны и подготовлены наиболее опытные офицеры, в основном штурманы, отлично знающих район боевых действий. Как один из лучших воздушных разведчиков Фронта, в эту часть был откомандирован и Владимир Шалимов. Поэтому и отсутствовал штурман в экипаже Александра Ткаченка.

Лучше Шалимова места предстоящих боёв не знал никто, так как именно Владимир обеспечивал операцию «Искра» необходимыми разведывательными данными и даже за это был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. К тому же штурман умел грамотно и чётко вести радиообмен, хорошо разбирался в организации, боевых порядках и тактических приёмах войск противника. Поэтому в распоряжение Шалимова был выделен оснащённый специальными радиосредствами двухместный истребитель Як-7.

Уже в первый день наступления, несмотря на упорное сопротивление врага, советские войска прорвали главную полосу обороны немецких войск между Шлиссельбургом и Синявиным. Летая на своём самолёте в сопровождении истребителей, Владимир Шалимов наблюдал за передвижениями гитлеровцев, обнаруживал расположение артиллерийских и миномётных батарей противника и полученные данные немедленно передавал открытым текстом по радио командующему 67-й Армии генералу Михаилу Духанову. Такая оперативная и конкретная информация помогала командарму оказывать постоянное влияние на ход операции, корректируя действия пехотных частей и огонь артиллерии.

Однако работающий над местами боевых действий радиоприёмник также засекла и неприятельская разведка. Немецкое командование отдало приказ своим истребительным частям любой ценой отыскать воздушного наблюдателя и уничтожить его. Очень скоро вражеские истребители приметили летающий над сражением советский самолёт неизвестной им конструкции, который не только не ввязывался в воздушные бои, но и яростно прикрывался другими самолётами. Вдоль Невы и у берегов Ладоги, над Синявиным и Мгой началась настоящая «охота» на воздушного разведчика. Этим и объяснялось то беспокойство Александра Ткаченка и Юрия Смирнова, когда они не услышали в эфире голос Шалимова.

Ситуация не прояснилась и тогда, когда разведчики вернулись на свой аэродром. Тревога за судьбу своего боевого товарища передалась командованию 5-й эскадрильи. В конце концов, начальник штаба капитан Антон Марцинюк позвонил в разведывательный отдел 13-й Воздушной Армии.

— Успокойтесь, жив Шалимов. У истребителей он, в бане моется, – сообщили оттуда.

Оказалось, что в районе Московской Дубровки авиационную группу, в которую входил самолёт Шалимова, атаковали немецкие Bf-109. Завязался воздушный бой, в котором «мессеры» отрезали Як-7 от истребительного прикрытия и подбили самолёт-разведчик. Вражеская пулемётная очередь пришлась в масляный бак «яка». Лётчика и штурмана обдало горячим маслом и им пришлось посадить повреждённую машину на ближайшем пригодном поле. К счастью, оно оказалось на советской территории. После такого масляного душа воздушным разведчикам пришлось отмываться в бане.

На следующий день самолёт Владимира Шалимова вновь был над районом боевых действий и вёл воздушную разведку.

18 января 1943 года войска двух Фронтов соединились, очистив от противника южное побережье Ладожского озера. Через этот коридор шириной 8 – 11 километров была проложена железная дорога в Ленинград, названная «Дорогой победы». В город начало поступать продовольствие, вооружение, медикаменты. Закончилась 900-дневная блокада города на Неве. В этот день ленинградское радио передало: «Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня. Мы всегда верили, что он будет!». Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван.

Операция «Искра» стала одной из первых наступательных операций Красной Армии на Северо-Западном театре военных действий в период Великой Отечественной войны, обогатившая войска ценным опытом прорыва сильно укреплённой обороны противника в лесисто-болотичтой местности в зимних условиях. Успешный прорыв блокады создал благоприятные условия для подготовки полного разгрома немецких войск на Ленинградском направлении. В память о событиях на месте встречи Ленинградского и Волховского Фронтов на 66-м километре Мурманского шоссе в 1973 году был поставлен обелиск под названием «Прорыв».

После завершения операции «Искра» штурман Владимир Шалимов вернулся в 5-ю эскадрилью и продолжил летать на своей «пешке» (так советские лётчики прозвали самолёт конструкции Петлякова) в составе своего экипажа. Когда оценивали работу Шалимова как воздушного разведчика, то оказалось, что он зафотографировал на Ленинградском Фронте и в Прибалтике площадь, которая превышала территорию такой страны как Венгрия. Владимир Шалимов произвёл 225 успешных боевых вылетов. Он участвовал в подготовке всех операций наземных войск на Ленинградском Фронте, провёл около тридцати воздушных боёв, в которых лично сбил два Bf-109, и четыре –

в группе с истребителями прикрытия…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.76MB | MySQL:45 | 0,526sec