Крупный организатор военного кораблестроения…

Fominyih-Vladimir-Aleksandrovich

Фоминых Владимир Александрович родился 24 августа 1914 года в городе Мариуполь ныне Донецкой области в семье рабочего. Украинец. Инженер-вице-адмирал (25.10.1967).

С 1930 года начал трудовую деятельность счетоводом колхоза в Казахстане, затем был кочегаром буксира на Севере, матросом лесовоза. Младший конструктор судостроительного ЦКБ-32.

В 1938 году окончил кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института.

В ВМФ с 1938 года. Окончил Военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова (1940).

Помощник военпреда (7.1940 – 6.1941), военпред (6.1941 – 8.1942; 11.1942 – 7.1944) военной приёмки судостроительного завода № 199 КПА Управления кораблестроения ВМФ. В распоряжении Военного совета Тихоокеанского Флота (8 – 11.1942). Старший инженер-кораблестроитель (7 – 9.1944), старший инженер (9.1944 – 4.1946), начальник (4.1946 – 6.1947) 1-го отделения 4-го отдела Управления кораблестроения ВМФ СССР. Начальник 1-го организационно-планового отдела Главного управления кораблестроения ВМФ СССР (6.1947 – 4.1953). Заместитель начальника Управления кораблестроения ВМФ СССР (4.1953 – 9.1958). Заместитель начальника (9.1958 – 1.1967), начальник (1.1967 – 12.1975) Главного управления кораблестроения ВМФ СССР.

Звания: инженер-контр-адмирал (18.2.1958).

В запасе с декабря 1975 года. Главный специалист Главного планово-производственного управления Министерства судостроительной промышленности СССР.

Умер 11 мая 1993 года. Похоронен в г. Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён: орденом Ленина; орденом Отечественной войны 2-й степени; орденом Трудового Красного Знамени; 3-мя орденами Красной Звезды и медалями; орденом Польской Народной Республики «За заслуги» в золоте, а также иностранными медалями.

Крупный организатор военного кораблестроения…

23 октября 1967 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР Адмирал Флота Сергей Горшков вручил на вечное хранение гвардейскому экипажу атомной подводной лодки К-22, одному из лучших кораблей флота, Памятные знамена ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР. Также он передал команде субмарины флаг с легендарной подлодки времён Великой Отечественной войны Д-3 «Красногвардеец» (позже К-22 присвоят это почётное наименование). Поводом к этому послужило участие подводного ракетоносца в продолжительном походе в составе экваториальной экспедиции особого назначения. Совершив автономный поход на БС (боевой службе) общей продолжительностью 49 суток, гвардейцы подводного ракетоносца полностью выполнили поставленные в этом походе задачи. При этом ни один механизм на субмарине не вышел из строя.

В середине 50-х годов Центральный Комитет КПСС рассмотрел проблемы стратегического развития Военно-Морских Сил страны, связанные с начавшейся научно-технической революцией в военном деле, и принял решение о создании мощного океанского ракетно-ядерного флота. Идеологом и организатором этой идеи стал Главком ВМФ адмирал Сергей Горшков. В конце января 1956 года Совет обороны одобрил подготовленный Военно-Морским Флотом, согласованный с Министерством Обороны и отраслями промышленности, план проектирования и строительства кораблей. В утверждённом проекте ставка была сделана на создание ракетных кораблей малого и среднего водоизмещения и атомный подводный флот, предназначенный как для действия против кораблей на океанских и морских коммуникациях, так и для поражения объектов на территории противника с помощью дальнобойных крылатых и баллистических ракет с ядерными боеголовками. Так начался новый этап в развитии советских ВМС, который кратко можно охарактеризовать как этап создания ракетно-ядерного океанского флота.

Большой объём работ по организации проектирования и строительства подводных лодок, надводных кораблей и вспомогательных частей был выполнен Главным управлением кораблестроения (ГУК) ВМФ во главе с инженер-вице-адмиралом Георгием Козьминым. В успешной реализации планов кораблестроения большая заслуга, несомненно, принадлежала и заместителю начальника ГУК инженер-контр-адмиралу Владимиру Александровичу Фоминых. Хорошо зная реальные возможности судостроительного производства, адмирал Фоминых энергично и умело отстаивал интересы флота в руководящих инстанциях оборонного отдела ЦК КПСС и Военно-промышленной комиссии Госплана СССР и Минобороны СССР, с которыми он тесно взаимодействовал.

Благодаря усилиям Главного управления кораблестроения и военной промышленности Советского Союза со стапелей начали сходить атомные подводные лодки, а также и другие корабли и суда согласно запланированной программе. С 1960 года подлодки начали вооружать баллистическими ракетами. Атомные субмарины, оснащённые ракетно-ядерным оружием, наряду с ракетной авиацией стали одной из основных ударных сил Военно-Морского Флота Советского Союза. ПЛАРКи (подводные лодки атомные с ракетами крылатыми) сочетали в себе огромную разрушительную силу, мобильность и скрытность действий. К тому же, поскольку для работы ядерных реакторов совершенно не требуется атмосферный воздух, атомоходы получили возможность практически неограниченное время находиться под водой, не всплывая на поверхность. Продолжительность непрерывного подводного плавания атомных ракетоносцев определялось исключительно физической выносливостью команды. Поэтому и был так высоко отмечен экипаж подводной лодки К-22 проекта 675.

В середине 60-х годов советские корабли и подводные лодки начали нести боевую службу в Средиземном море, в Индийском океане, в Атлантике и западном районе Тихого океана. Несение боевой службы эскадрами надводных кораблей и многоцелевых субмарин, как и боевое патрулирование атомных подводных ракетоносцев, являлось высшей формой боевой и оперативной подготовки советского Военно-Морского Флота.

Когда в марте 1967 года гвардейский атомоход отправлялся в свой дальний поход к низким широтам, инженер-вице-адмирал Григорий Козьмин вышел в отставку. На должность начальника Главного управления кораблестроения ВМФ был назначен его заместитель Владимир Фоминых. К этому времени, он зарекомендовал себя принципиальным руководителем, способным оперативно решать многие сложные вопросы.

25 октября 1967 года Владимиру Александровичу было присвоено воинское звание «инженер-вице-адмирал». Одновременно его ввели в состав Военного Совета ВМФ, чем особо подчёркивалось ведущая роль ГУК ВМФ и авторитетность его руководителя в деле формирования технической политики флота и проведения её в жизнь. Кстати, 28 октября, через пять дней после встречи с гвардейским экипажем подлодки К-22, адмирал Сергей Горшков стал «Адмиралом Флота Советского Союза».

За девять лет, в течение которых адмирал Владимир Фоминых возглавлял ГУК ВМФ, на вооружение флота были приняты корабли нового поколения, многие из которых по своим тактико-техническим данным и боевым возможностям не уступали кораблям иностранных флотов. К ним можно отнести ракетные подводные крейсера с баллистическими ракетами нового комплекса (в том числе уникальный тяжёлый атомоход стратегического назначения «Акула»), корабли на подводных крыльях и воздушной подушке, корабли-экранопланы и множество других образцов боевой военно-морской техники. Также в этот период велось интенсивное строительство новейших эскадренных миноносцев, тральщиков, больших противолодочных и десантных кораблей и подготавливалось всё необходимое для создания тяжёлого авианесущего крейсера нового типа «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Владимир Фоминых в своей работе умело использовал опыт своих предшественников. Вместе с тем, следуя их же примеру, он находил собственные новые пути решения служебных вопросов, особенно в экстремальных и конфликтных ситуациях, свойственных такому сложному процессу, как кораблестроение.

Понимая, что без слаженной и чёткой работы подчинённому ему коллектива, решить сложные организационные и технические задачи военного кораблестроения практически невозможно, вице-адмирал Фоминых уделял самое пристальное внимание подбору и расстановке кадров.

— Каждый должен быть «начальником ГУК на своём месте», – не раз говорил Владимир Александрович офицерам и служащим управления, учитывая их высокий профессионализм.

За заслуги перед Отечеством В.А. Фоминых был награждён многими наградами СССР. Свои персональные награды он справедливо соотносил с заслугами коллектива и поэтому строго следил за тем, чтобы не остался не замеченным труд его подчинённых. В годы руководства адмирала Владимира Фоминых многие сотрудники Главного управления кораблестроения ВМФ были награждены орденами и медалями, а более десяти человек удостоены почётного звания лауреата Государственной премии СССР за создание новейших подводных лодок, надводных кораблей и другой боевой техники…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.15MB | MySQL:40 | 0,382sec