Прозоров Виктор Сергеевич родился 28 апреля 1937 г. в поселке Великая Новоселовка, ныне Донецкой области в семье крестьянина. Русский. Контр-адмирал / 20.02.1990 /.
Призван в ВМФ. Окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола / 1959 /, Высшие специальные офицерские классы ВМФ / 1968 /, Военно-морскую академию / 1974 /.
В распоряжении командующего Тихоокеанским флотом / 1959 /. Командир рулевой группы подводной лодки С-239 / 1959 - 1961 /. Младший инженер войсковой части 6-го управления Тихоокеанского флота / 1961—1962 /. Помощник командира противопожарно-дезактивационного катера № 51 тыла Владимиро-Ольгинской ВМБ / 1962 /. Командир рулевой группы подводной лодки С-325 / 1962 - 1964 /. Командир штурманской боевой части подводной лодки С-150 / 1964 - 1967 /. Флагманский штурман 19-й бригады подводных лодок / 1968 - 1972 /. Старший научный сотрудник войсковой части Министерства обороны СССР / 1974 - 1978 /. Старший офицер / 1978 - 1985 /, начальник / 1985 - 1992 / 3-го отдела Оперативного управления Главного штаба ВМФ.
В запасе с июля 1992 г. Живет в г. Москве.
Заместитель генерального директора совместного российско-французского предприятия «Сореаль» / 1992 - 2004 /.
Награжден орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и медалями.
Рекорд длительности плавания
Осенью 1969 года командованию Тихоокеанским флотом и 19-й бригады подводных лодок была поставлена задача подготовить одну из больших дизельных субмарин для проведения гравиметрических измерений в Тихом и Индийском океанах по программе Международного геофизического года. Годом ранее подобное дальнее автономное плавание в интересах науки лодки Б-62 под командованием капитана 2 ранга Бориса Чарного едва не закончилось трагически. Севернее Гавайских островов на подлодке вышел из строя первый дизель, у западного побережья США - второй, а южнее Алеутских островов - третий. Подводная лодка с разряженной батареей длительное время штормовала в открытом океане. Обнаружил Б-62 один из советских теплоходов, который взял ее на буксир и привел в порт Петропавловск-Камчатского. Специальная следственная комиссия решила, что причинами аварии подводной лодки стали ошибки планирующих поход штабов, а также недостаток средств и сил, выделенных для обеспечения плавания. Поэтому на этот раз было решено отправить подводную лодку в сопровождении с пассажирским судном, на котором находился бы сменный экипаж. Через четыре с половиной месяца / продолжительность похода планировалась в девять месяцев / он должен был сменить на лодке подводников первого экипажа. Для обеспечения экспедиции топливом и водой выделялся танкер. Дополнительные трудностью перед штурманами штаба 19-й бригады подводных лодок во главе с капитаном 3 ранга Виктором Сергеевичем Прозоровым стало то обстоятельство, что маршрут отряда пролегал вне путей интенсивного судоходства, в районах, где никогда до этого не действовали советские подводные лодки.
Из четырех переоборудованных для океанографических исследований субмарин выбрали подводную лодку Б-66 под командованием капитана 3 ранга Евгения Плаксина. Именно эта лодка проекта 611 в сентябре 1957 года первой в истории советского подплава пересекла экватор и вышла в Южное полушарие. Большие океанские дизельные подводные лодки проекта 611, прозванные на Западе «ZuIu», имели в надводном состоянии водоизмещение 1800 , а подводном - 2300 тонн. При работе всех трех линий гребных валов подводная скорость субмарины составляла до восемнадцати, а подводная - до шестнадцати узлов. Автономность плавания лодки достигала 75 суток. Во второй отсек Б-66 поместили оборудование для замера гравиметрического поля, и, кроме прикомандированных к подводной лодке специалистов по обслуживанию установленных механизмов и производству геодезических замеров, никому туда входить не дозволялось.
29 октября 1969 года из Владивостока в море вышел отряд в составе подводной лодке Б-66, теплохода «Урицкий» и танкера «Дунай». Начальником походного штаба экспедиции назначили контр-адмирала Сергея Хомчика, командира второго экипажа - имевшего опыт подобных походов капитана 2 ранга Бориса Чарного. В должности начальника походного штаба шел капитан 2 ранга Анатолий Дмитриевич Петров. В его обязанности входило обеспечение моряков всем необходимым. На первые месяцы плавания продукты были загружены в подводную лодку, остальные находились на «Урицком».
Штурманская служба при участии Виктора Прозорова определила предстоящий маршрут похода. Подводная лодка должна была через Японское море выйти в Тихий океан, обогнуть Австралию и, пройдя «ревущие сороковые», подойти к берегам Африки. А потом тем же путем вернуться во Владивосток. Через четыре с половиной месяца отряд должен был покинуть теплоход «Урицкий» с экипажем капитана 3 ранга Плаксина на борту. Для пополнения всех необходимых запасов было запланировано пять заходов в иностранные порты.
После выхода в открытый океан субмарина приняла подводное положение и пошла на ровном киле, делая гравиметрические измерения. До самого экватора ее сопровождал американский эсминец.
Маневрируя в опасной близости, «американец» постоянно мешал всплывать подводной лодке. На передаваемые ему сигналы с требованием соблюдать в таких случаях 50-кабельтовую дистанцию, эсминец не реагировал, делая, вид, что не понимает сигналов. Но на самом экваторе военный корабль на чистом русском языке пожелал советским морякам счастливого плавания и спросил место назначения отряда. Большинство слов в ответе контр-адмирала Хомчика были непечатными. С экватора советские суда начали подвергаться облету самолетов-разведчиков Р-3С «Orin» ВВС Австралии. Необходимо заметить, что для австралийцев этот поход произвел очень большое впечатление, так как в этих широтах советские подводные лодки никогда ранее не появлялись.
Плавание проходило в сложных климатических условиях, температура за бортом достигала плюс тридцати градусов, а внутри металлического корпуса субмарины и того болше. Главной проблемой было то, что из-за постоянной тропической жары горели клапана на дизелях. И механики под руководством капитана 3 ранга - инженера Игоря Тютчева в труднейших условиях их обваривали. А однажды Тютчеву даже пришлось с риском для жизни ремонтировать лопнувшую тягу кормовых горизонтальных рулей.
Вместо планируемых пяти заходов в иностранные порты удалось осуществить только два: в порт Нумеа Новой Каледонии и столицу государства Маврикий Порт-Луи. Когда отменили первый заход в порт, капитан 2 ранга Анатолий Петров заметил, что заместитель командира отряда по политической части совершенно перестал ходить на прием пищи. После консультации с доктором, который заверил Петрова, что замполит совершенно здоров, начальник походного штаба вызвал к себе политработника.
— Не волнуйтесь, товарищ капитан 2 ранга, меня по ночам буфетчица в каюте подкармливает, - успокоил Анатолия Дмитриевича замполит.
Все же Петров запросил командующего Тихоокеанским флотом адмирала Николай Смирнова, который разрешил отправить политработника с попутным судном во Владивосток. Через некоторое время отряд встретил в океане советский большой морозильный рыболовный траулер с приспущенным флагом. На вопрос Петрова по поводу флага капитан «рыбака» ответил:
— Труп везу в морозильнике.
— Еще один примите, - пошутил кто-то из походного штаба отряда, когда заместитель по политической части переправлялся на траулер.
16 сентября 1970 года подводная лодка Б-66 вошла в бухту Владивостока. Ее поход длился 259 суток: 248 ходовых и 11 стояночных. Полученные подлодкой данные, кроме чисто научного, имели и общегосударственное значение. Они были необходимы для расчетов траекторий полета искусственного спутника земли, крылатых и баллистических ракет, а также других прикладных целей. Принимая это в расчет, контр-адмирала Хомчика и капитана 3 ранга Плаксина наградили орденами Красной Звезды, капитанов 2 ранга Петрова и Чарного - орденами Красного Знамени, а капитана 3 ранга Тютчева отметили медалью «За боевые заслуги».
Через четыре года шестимесячный поход в научных целях выполнила подводная лодка Б-104 с пассажирским судном «Мария Ульянова» / старший отряда капитан 1 ранга Владимир Гриднев / по маршруту Курильские острова - Мидуэй - остров Пасхи - южная Антарктида - район острова Тасмания - южная часть Индийского океана - район острова Кергелен - Владивосток. Но она не побила рекорд длительности плавания в интересах науки, поставленной подводной лодкой Б-66.
19 марта 2006 года во Владивостоке был открыт мемориальный комплекс «Памяти подводников всех поколений».