Рекорд длительности плавания

Prozorov Viktor Sergeevich

Прозоров  Виктор  Сергеевич родился  28 апреля 1937  г.  в  поселке  Великая  Новоселовка,  ныне  Донецкой  области  в  семье  крестьянина.  Русский.  Контр-адмирал  /  20.02.1990  /.
Призван  в  ВМФ.  Окончил  Высшее  военно-морское  училище  подводного  плавания  имени  Ленинского  комсомола  /  1959  /,  Высшие  специальные  офицерские  классы  ВМФ  /  1968  /,  Военно-морскую  академию  /  1974  /.
В  распоряжении  командующего  Тихоокеанским  флотом  /  1959  /.  Командир  рулевой  группы  подводной  лодки  С-239  /  1959  -  1961  /.  Младший  инженер  войсковой  части  6-го  управления  Тихоокеанского  флота  /  1961—1962  /.  Помощник  командира  противопожарно-дезактивационного  катера  №  51  тыла  Владимиро-Ольгинской  ВМБ  /  1962  /.  Командир  рулевой  группы  подводной  лодки  С-325  /  1962  -  1964  /.  Командир  штурманской  боевой  части  подводной  лодки  С-150  /  1964  -  1967  /.  Флагманский  штурман  19-й  бригады  подводных  лодок  /  1968  -  1972  /.    Старший  научный  сотрудник  войсковой  части  Министерства  обороны  СССР  /  1974  -  1978  /.  Старший  офицер  /  1978  -  1985  /,  начальник  /  1985  -  1992  /  3-го  отдела  Оперативного  управления  Главного  штаба  ВМФ.
В  запасе  с  июля  1992  г.  Живет  в  г.  Москве.
Заместитель  генерального  директора  совместного  российско-французского  предприятия  «Сореаль» /  1992  -  2004  /.
Награжден  орденом  Красной  Звезды,  орденом  «Знак  Почета»  и  медалями.

Рекорд  длительности  плавания

Осенью  1969  года  командованию  Тихоокеанским  флотом  и  19-й  бригады  подводных  лодок  была  поставлена  задача  подготовить  одну  из  больших  дизельных  субмарин  для  проведения  гравиметрических  измерений  в  Тихом  и  Индийском  океанах  по  программе  Международного  геофизического  года.  Годом  ранее  подобное  дальнее  автономное  плавание  в  интересах  науки  лодки Б-62  под  командованием  капитана  2  ранга  Бориса  Чарного  едва  не  закончилось  трагически.  Севернее  Гавайских  островов  на  подлодке  вышел  из  строя  первый  дизель, у  западного  побережья  США  -  второй,  а  южнее  Алеутских  островов  -  третий.  Подводная  лодка  с  разряженной  батареей  длительное  время  штормовала  в  открытом  океане.  Обнаружил  Б-62  один  из  советских  теплоходов,  который  взял  ее  на  буксир  и  привел  в  порт  Петропавловск-Камчатского.  Специальная  следственная  комиссия  решила,  что  причинами  аварии  подводной  лодки  стали  ошибки  планирующих  поход  штабов,  а  также  недостаток  средств  и  сил,  выделенных  для  обеспечения  плавания.  Поэтому  на  этот  раз  было  решено  отправить  подводную  лодку  в  сопровождении  с  пассажирским  судном,  на  котором  находился  бы  сменный  экипаж.  Через  четыре  с  половиной  месяца  /  продолжительность  похода  планировалась  в  девять  месяцев  /  он  должен  был  сменить  на  лодке  подводников  первого  экипажа.  Для  обеспечения  экспедиции  топливом  и  водой  выделялся  танкер.  Дополнительные  трудностью  перед  штурманами  штаба  19-й  бригады  подводных  лодок  во  главе  с  капитаном  3  ранга  Виктором  Сергеевичем  Прозоровым  стало  то обстоятельство,  что  маршрут  отряда  пролегал  вне  путей  интенсивного  судоходства,  в  районах,  где  никогда  до  этого  не  действовали  советские  подводные  лодки.

Из  четырех  переоборудованных  для  океанографических  исследований  субмарин  выбрали  подводную  лодку  Б-66    под  командованием  капитана  3  ранга  Евгения  Плаксина.  Именно  эта  лодка  проекта  611  в  сентябре  1957  года  первой  в  истории  советского  подплава  пересекла  экватор  и  вышла  в  Южное  полушарие.  Большие  океанские  дизельные  подводные  лодки  проекта  611,  прозванные  на  Западе  «ZuIu»,  имели  в  надводном  состоянии  водоизмещение  1800 ,  а  подводном  -  2300  тонн.  При  работе  всех  трех  линий  гребных  валов  подводная   скорость  субмарины  составляла  до  восемнадцати,  а  подводная  -  до  шестнадцати  узлов.  Автономность  плавания  лодки  достигала  75  суток. Во  второй  отсек  Б-66  поместили  оборудование  для  замера  гравиметрического  поля,   и,  кроме  прикомандированных  к  подводной  лодке  специалистов  по  обслуживанию  установленных  механизмов  и  производству  геодезических  замеров,  никому  туда  входить  не  дозволялось.

29  октября  1969  года  из  Владивостока  в  море  вышел  отряд  в составе  подводной  лодке  Б-66,  теплохода  «Урицкий»  и  танкера  «Дунай».  Начальником  походного  штаба  экспедиции  назначили  контр-адмирала  Сергея  Хомчика,  командира  второго  экипажа  -  имевшего  опыт  подобных  походов  капитана  2  ранга  Бориса  Чарного.  В  должности  начальника  походного  штаба  шел  капитан  2  ранга  Анатолий  Дмитриевич  Петров.  В  его  обязанности  входило  обеспечение  моряков  всем  необходимым.  На  первые  месяцы  плавания  продукты  были  загружены  в  подводную  лодку,  остальные  находились  на  «Урицком».

Штурманская  служба  при  участии  Виктора  Прозорова  определила  предстоящий  маршрут  похода.  Подводная  лодка  должна  была  через  Японское  море  выйти  в  Тихий  океан,  обогнуть  Австралию  и, пройдя «ревущие  сороковые»,  подойти  к  берегам  Африки. А  потом  тем  же  путем  вернуться  во  Владивосток.  Через  четыре  с  половиной  месяца  отряд  должен  был  покинуть  теплоход  «Урицкий»  с  экипажем  капитана  3  ранга  Плаксина  на  борту.  Для  пополнения  всех  необходимых  запасов  было запланировано  пять  заходов  в  иностранные  порты.

После  выхода  в  открытый  океан  субмарина  приняла  подводное  положение  и  пошла  на  ровном  киле,  делая  гравиметрические  измерения.  До  самого  экватора  ее  сопровождал  американский  эсминец.

Маневрируя  в  опасной  близости,  «американец»  постоянно  мешал  всплывать  подводной  лодке.  На  передаваемые  ему  сигналы  с  требованием  соблюдать  в  таких  случаях  50-кабельтовую дистанцию,  эсминец  не  реагировал,  делая,  вид,  что  не  понимает  сигналов.  Но  на  самом  экваторе  военный  корабль  на  чистом  русском  языке  пожелал  советским  морякам  счастливого  плавания  и  спросил  место  назначения  отряда.  Большинство  слов  в  ответе  контр-адмирала  Хомчика  были  непечатными.  С  экватора  советские  суда  начали  подвергаться  облету  самолетов-разведчиков  Р-3С «Orin»  ВВС  Австралии.  Необходимо  заметить,  что для австралийцев  этот  поход  произвел  очень  большое  впечатление,  так  как  в  этих  широтах  советские  подводные  лодки  никогда  ранее  не  появлялись.

Плавание  проходило  в  сложных  климатических  условиях,  температура  за  бортом  достигала  плюс  тридцати  градусов,  а  внутри  металлического  корпуса  субмарины  и  того  болше. Главной  проблемой  было то, что  из-за  постоянной  тропической  жары  горели  клапана  на  дизелях.  И  механики  под  руководством  капитана  3  ранга -  инженера  Игоря  Тютчева  в  труднейших  условиях  их обваривали. А  однажды  Тютчеву  даже  пришлось  с  риском  для  жизни  ремонтировать  лопнувшую  тягу  кормовых  горизонтальных  рулей.

Вместо  планируемых  пяти  заходов  в  иностранные  порты  удалось  осуществить  только  два:  в  порт  Нумеа  Новой  Каледонии  и  столицу  государства  Маврикий  Порт-Луи.  Когда  отменили  первый  заход  в  порт,  капитан  2  ранга  Анатолий  Петров  заметил,  что  заместитель  командира  отряда  по  политической  части  совершенно  перестал  ходить  на  прием  пищи.  После  консультации  с  доктором, который  заверил  Петрова,  что замполит  совершенно  здоров, начальник  походного  штаба  вызвал  к  себе  политработника.

—   Не  волнуйтесь,  товарищ  капитан  2  ранга,  меня по  ночам  буфетчица  в  каюте  подкармливает,  -  успокоил  Анатолия  Дмитриевича  замполит.
Все  же  Петров  запросил  командующего  Тихоокеанским  флотом  адмирала  Николай  Смирнова,  который  разрешил  отправить  политработника  с  попутным  судном  во  Владивосток.  Через  некоторое  время  отряд  встретил  в  океане  советский  большой  морозильный  рыболовный  траулер  с  приспущенным  флагом. На вопрос  Петрова  по  поводу  флага  капитан  «рыбака»  ответил:

—   Труп  везу  в  морозильнике.
—    Еще  один  примите,  -  пошутил  кто-то  из  походного  штаба  отряда,  когда  заместитель  по  политической  части  переправлялся  на  траулер.

16  сентября  1970  года  подводная  лодка  Б-66  вошла  в  бухту  Владивостока.  Ее  поход  длился  259  суток:  248  ходовых  и  11  стояночных.  Полученные  подлодкой  данные,  кроме  чисто  научного,  имели  и  общегосударственное  значение.  Они  были  необходимы  для  расчетов  траекторий  полета  искусственного  спутника  земли,  крылатых  и  баллистических  ракет,  а  также  других  прикладных  целей.  Принимая  это  в  расчет,  контр-адмирала  Хомчика  и  капитана  3  ранга  Плаксина  наградили  орденами  Красной  Звезды,  капитанов  2  ранга  Петрова  и  Чарного  -  орденами  Красного  Знамени,  а  капитана  3  ранга  Тютчева  отметили  медалью  «За  боевые  заслуги».

Через  четыре  года  шестимесячный  поход  в  научных  целях  выполнила  подводная  лодка  Б-104  с  пассажирским  судном  «Мария  Ульянова»  /  старший  отряда  капитан  1  ранга  Владимир  Гриднев  /  по  маршруту  Курильские  острова  -  Мидуэй  -  остров  Пасхи  -  южная  Антарктида  -  район  острова  Тасмания  -  южная часть  Индийского  океана  -  район  острова  Кергелен  -  Владивосток.  Но  она  не  побила  рекорд  длительности  плавания  в  интересах  науки,  поставленной  подводной  лодкой  Б-66.
19  марта  2006  года  во  Владивостоке  был  открыт  мемориальный  комплекс  «Памяти  подводников  всех  поколений».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.91MB | MySQL:47 | 0,354sec