Личным примером…

Brovko Ivan Karpovich

 

Бровко Иван Карпович родился 28 сентября 1908 года в селе Ново-Селидовка ныне Марьинского района Донецкой области в семье крестьянина. Украинец. Генерал-лейтенант авиации (18.2.1958).

Окончил 6 классов в с. Ново-Селидовке. Работал в местном колхозе.

В Красной Армии с 1931 года. Окончил военную школу морских летчиков и летнабов РККА ВМС (1933), курсы при военной школе морских летчиков и летнабов РККА ВМС (1934), Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (1949).

Штурман корабля 91-й авиационной эскадрильи 23-й тяжелой бомбардировочной бригады (8.1934 – 9.1936).

Участник Гражданской войны в Испании. Штурман корабля авиационной эскадрильи (9.1936 – 1.1938).

Флаг-штурман авиационной эскадрильи (1.1938 – 4.1940). Командир авиационной эскадрильи 164-го резервного авиационного полка (4 – 9.1940). Помощник командира 22-го дальнебомбардировочного авиационного полка (9 – 12.1940), 5-го дальнебомбардировочного авиационного полка (12.1940 – 8.1941).

Участник Великой Отечественной войны. Командир 98-го дальнебомбардировочного авиационного полка 24-й авиационной дивизии (9.1941 – 6.1943), 13-й гвардейской авиационной дивизии (6.1943 – 1.1948).

Заместитель командира (11.1949 – 9.1950), командир (9.1950 – 8.1953) 51-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. Командир 57-го тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса (8.1953 – 3.1956). Помощник командующего (3.1956 – 4.1957), 1-й заместитель командующего (4.1957 – 5.1959) 50-й Воздушной Армии. Начальник управления испытаний авиационного вооружения – заместитель начальника Государственного научно-испытательного института ВВС по вооружению (5.1959 – 5.1964).

Звания: генерал-майор авиации (13.3.1944).

В запасе с 1964 года по состоянию здоровья, а затем в отставке.

Работал в Центре по подготовке космонавтов им. Ю.А. Гагарина, занимался общественной деятельностью.

Умер 20 сентября 1989 года в г. Щелково Московской области. Похоронен на кладбище п. Леониха Щелковского района Московской области, где ему установлен памятник.

Награжден: 3-мя орденами Ленина; 3-мя орденами Красного Знамени; 2-мя орденами Суворова 2-ой степени; орденом Александра Невского; орденом Отечественной войны 1-й степени; 2-мя орденами Красной Звезды и медалями; а также орденом Красного Знамени Венгерской Народной Республики и иностранными медалями.

 

Личным примером…

Техники 98-го дальнебомбардировочного авиационного полка 52-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии были подняты ночью 1 января 1942 года, так как утром предстоял боевой вылет. Несколько часов они прогревали специальными печками включенные моторы самолётов Ил-4, состоящие на вооружении полка, сначала на малых, потом на средних и больших оборотах. Рёв разогревающихся моторов стал своеобразной предварительной командой для экипажей дальних бомбардировщиков, которые торопливо заняли свои места.

Стояла ясная, морозная погода. Один за другим в утреннее небо поднялись двухмоторные машины, взлетая аэродрома Кирсанов, укатанного катками и выровненного самодельными грейдерами. Первое звено поднятых в воздух Илов возглавили лично командир полка подполковник Иван Карпович Бровко вместе со штурманом полка капитаном Гали Мазитовым. Ведущим второго звена самолётов был старший лейтенант Александр Никифоров. Главной целью бомбового удара советских самолётов в этот день должен был стать немецкий аэродром в районе города Смоленска.

Заканчивалось контрнаступление Красной Армии под Москвой. Свою роль в разгроме вражеских войск сыграли и лётчики авиации дальнего действия: бомбили аэродромы, наносили удары по отступающим частям Вермахта, выбрасывали десанты в тылу противника. В конце 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования перед ними поставила новые задачи, которые заключались в нарушении коммуникаций, сходящихся к Смоленску, крупному железнодорожному узлу. Основная масса военных грузов, боевой техники и войск противника для группы армий «Mitte» шла с запада именно через этот город. Однако для успешных бомбовых ударов и для минимизирования потерь необходимо было значительно ослабить вражеское истребительное прикрытие этого важного центра железнодорожных перевозок. Для решения данной проблемы был запланирован ряд налётов на аэродромы в районе города Смоленска. Составной частью операции и являлся вылет 1 января 1942 года самолётов 98-го дальнебомбардировочного авиационного полка подполковника Бровко.

Командир части спокойно вёл своё звено к цели на высоте 5 000 – 6 000 метров. Иван Карпович, которого все в полку за глаза называли «Батей», удачно соединял в себе много качеств. Глубоко и разносторонне знал авиационное дело, владея такими профессиями, как авиамеханик, штурман, лётчик, инструктор. Подполковник просто жить не мог без полетов. На чем угодно, когда угодно — лишь бы летать. Аэродром был основным местом его деятельности, однако это не мешало постоянно заботиться о профессиональной подготовке своих подчинённых, об условиях их жизни. Но горе было тем, кто проявлял зазнайство, высокомерие и небрежность. Таких командир строго наказывал. Бровко старался как можно чаще принимать участие в боевых вылетах, считая, что успешно руководить боем может лишь тот, кто сам в нём участвует.

— Вот такой у нас командир! – с гордостью говорили летчики полка, припоминая все новые и новые детали из героической биографии Бровко. — За эту преданность авиации мы его глубоко уважаем, ну а за прекрасные человеческие качества – любим!

В расчёте на то, что немецкие ПВО в Смоленске ещё спят после новогодней ночи, для воздушного удара было выбрано раннее утро. Высота полёта также позволяла подойти к объекту бомбардировки почти незамеченными. Стоянки немецких самолётов на снежном фоне были видны как на ладони. Штурман Гали Мазитов выбрал ту, что была ближе к ангарам и военному городку. Первое звено под выстрелы проснувшихся немецких зениток начало бомбометание. Советские пилоты не стали дожидаться взрывов своих бомб и повернули в сторону, а за результатами бомбового удара наблюдали бортовые стрелки. К этому времени отбомбилось и звено старшего лейтенанта Никифорова. Вражеский аэродром занялся пожарами.

Теперь бомбардировщикам предстоял трудный обратный полёт над вражеской территорией. Скинувшие свой смертоносный груз Илы поднялись ещё на тысячу метров. На этой высоте скорость самолётов стала ещё больше. Уйти от вражеского преследования помог и попутный ветер с запада. Но Мазитов, видимо обрадовавшись успешному удару по цели, отклонился от намеченного маршрута в сторону железнодорожного моста в районе Дорогобужа, где предполагалась сильная немецкая противовоздушная оборона. К счастью, подполковник Иван Бровко, воевавший в качестве штурмана ещё в Испании, вовремя заметил ошибку Мазитова и отвернул свою группу в сторону от зоны обстрела. Все экипажи, принимавшие участие в этом вылете, без потерь вернулись на аэродром Кирсанов.

7 января 1942 года закончился первый этап контрнаступления Красной Армии под Москвой. Немецкая группа армий «Mitte» была отброшена от столицы Советского Союза на 100 – 250 километров. Советскими фронтами были освобождены Московская и Тульская области, крупные города Калинин и Калуга, ряд районов других областей. Немецким войскам был нанесён мощный удар, на полях Подмосковья остались тысячи немецких орудий, сотни танков и много другой техники. Началось общее наступление советских войск, в котором принял участие и 98-й дальнебомбардировочный авиационный полк во главе со своим храбрым командиром. В январе 1942 года лётчики совершили ряд воздушных ударов по Смоленску, а также по железнодорожным станциям и перегонам на дальних и ближних подступах к нему. Так 24 января перед полком была поставлена цель: группой из девяти самолётов произвести дневной налёт на одну из таких станций в оперативной обороне противника. При постановке задачи лётчикам подполковник Бровко отметил особенности её выполнения и неизбежность встречи с немецкими истребителями по маршруту полёта и в районе цели. Командир полка почувствовал, что лётный состав от полученных данных немного приуныл, поэтому Иван Карпович поднялся из-за стола и спокойно сказал:

— Ведущим девятки пойду я.

В этой операции Иван Бровко применил ещё новый для советских военно-воздушных сил манёвр, особенностью которого было то, что весь полёт над территорией, занятой немецкими войсками, бомбардировщики выполняли с постоянным снижением от максимальной высоты над линией фронта до минимально возможной при подлёте к намеченной цели. «Батя» и на этот раз добился успеха: задание было выполнено отлично и без потерь…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Личным примером…”

  1. анастасия:

    я очень благодарна Вам за эту статью. Горжусь им, это мой дед.


Оставить комментарий

WordPress: 21.02MB | MySQL:49 | 0,367sec