Плавание через два океана

Chalyiy Vasiliy Filippovich

Чалый Василий Филиппович родился  26  апреля  1911  года  в  поселке  Нелепо-Щербиновского  рудника,  ныне  поселок  Щербиновка  Артемовского  района  Донецкой  области  в  семье  крестьянина.  Украинец.  Вице-адмирал  /  18.02.1958  /.

В  ВМФ  с  1930  года.  Окончил  Военно-морское  училище  имени  М.В.  Фрунзе  /  1934  /,  Специальные  курсы  командного  состава  ВМФ  /  1938  /, курсы  командиров  миноносцев  Тихоокеанского  флота  /  1939  /,  Военно-морскую  академию  имени  К.Е.  Ворошилова  /  1949  /.

Корабельный  курсант  /  06.1934  -  01.1935  /,  командир  штурманской  группы  /  01  -  03.1935  /  минного  заградителя  «Эривань».  Командир  штурманского  сектора  минного  заградителя  «Астрахань»  /  03.1935  -  10.1936  /.Помощник  командира  сторожевого  коробля  «Зарница»  /  10.1936  -  11.1937  /.  Штурман  гидрографического  судна  «Партизан»  /  08  -  11.1938  /.Помощник  флаг0штурмана  штаба  Тихоокеанского  флота  /  11.1938  -  04.1939  /.  Дивизионный  штурман  Отдельного  дивизиона  тральщиков  Тихоокеанского  флота  /  04  -  09.1939  /.  Штурман  отряда  базовых  тральщиков  Тихоокеанского  флота  /  06  -  08.1939  /.  Командир  эсминца  «Резкий»  /  04.1939  -  11.1940  /,  эсминца  «Резвый»  /  11.1940  -  07.1942  /,  1-го  дивизиона  Бригады  эсминцев  Тихоокеанского  флота  /  07.1942  -  08.1943  /.  Начальник  1-го  отделения  Оперативного  отдела  штаба  Тихоокеанского  флота  /  08.1943  -  12.1946  /.  Участник  советско-японской  войны  08  -  08.1945  года.

После  войны  продолжал  службу  в  Военно-морских  силах  СССР.  Заместитель  начальника  оперативного  отдела  штаба  Тихоокеанского  флота  /  05.1944  -  12.1946  /. Командир  1-го  дивизиона  эсминцев  4-го  Военно-морского  флота  /  12.1949  -  09.1950  /.  Начальник  штаба  эскадры  надводных  кораблей  Черноморского  флота  /  09.1950  -  01.1954  /.  Старший военный  советник  командующего  ВМФ  Румынской  Народной  Республики  /  01.1954  -  11.1956  /.  Командующий  эскадрой  надводных  кораблей  Черноморского  флота  /  11.1956  -  07.1961  /.  Заместитель  командующего  по  тылу  -  начальник  тыла  Черноморского  флота  /  07.1961  -  07.1962  /. 1-й  заместитель  командующего  Чернорского  флота  /  07.1962  -  08.1965  /, Помощник  представителя  Главного  командования  Объединенных  Вооруженных  Сил  государств  -  участников  Варшавского  договора  по  ВМФ  в  Национальной  Народной  Армии  ГДР  /  08.1965  -  01.1971  /.  В  распоряжении  Главнокомандующего  ВМФ  СССР  /  01  -  05.1971  /.

Звание:  контр-адмирал  /  27.01.1951  /.

Вышел  в  отставку  в  1971  году  по  болезни.

Умер  2  марта  1979  года  после  тяжелой  и  продолжительной  болезни.  Похоронен  на  кладбище  Коммунаров  города  Севастополя,  где  ему  установлен  памятник.

Награжден  орденом  Ленина,  4  орденами  Красного  Знамени,  орденом  Красной  Звезды   и  медалями,  иностранными  орденами  и  медалями.

 

Плавание  через  два  океана

 

17  октября  1938  года  во  Владивостокскую  бухту  Золотой  Рог  плавно,  на  малом  ходу,  вошел  отряд  из  двух  гидрографических  судов  ВМФ  СССР  «Полярный»  и  «Партизан».  Так  закончилось  длительное  трансокеанское  плавание  кораблей,  начавшееся  сто  двенадцать  суток  назад  в  Кронштадте.  Отряд  встречал  лично  командующий  Тихоокеанского  флота  флагман  2  ранга  Николай  Герасимович  Кузнецов.

Построенные  в  Ленинграде,  «Полярный»  и  «Партизан»  были  однотипными  кораблями  -  гмдрографами  водоизмещением  по  1200  тонн  и  скоростью  хода  десять  узлов.  Первоначально, когда  возникла  необходимость  послать  суда  на  Тихий  океан  для  обеспечения  деятельности  советских  боевых  кораблей,  курс  гидрографов  в  штабе  ВМФ  наметили  по  кратчайшему  и  хорошо  изученному  пути  Средиземное  море  -  Суэцкий  канал  -  Индийский  океан  -  Японское  море.  Однако  в  этом  случае  судам  пришлось  бы  идти  через  нестабильные  в  политическом  отношении  регионы,  вдоль  берегов  Китая  и  Японии.

В  1931  году  Япония  вопреки  международным  соглашениям  оккупировала  Северо-Восточный  Китай  /  Маньчжурию  /,  объявив  о  создании  на  его  территории  марионеточного  государства  Маньчжоу-Го  во  главе  с  императором  Пу И.  Лига  Наций  рекомендовала  вывести  японские  войска  из  Маньчжурии  и  передать  ее  под  международный  контроль.  В  ответ  Япония  демонстративно  вышла  из  Лиги  Наций  и  7  июля  1937  года  начала  боевые  действия  против  Китая.  Война  приняла  затяжной  характер.

После  консультаций  в  Главном  штабе  ВМФ  народный  комиссар  Военно-Морского  Флота  СССР  армейский  комиссар  1  ранга  Петр  Александрович  Смирнов  принял  решение:  осуществить  переход  отряда  гидрографических  судов  по  маршруту  через  Атлантический  океан, Панамский  канал  и  Тихий  океан.  Через  наркомат  иностранных  дел  о  переходе  кораблей  ВМФ  с  Балтики  на  Дальний  Восток  были  поставлены  в  известность  правительства  Великобритании  и  США, в  парты  и  базы  которых  намечались  заходы  отряда.

27  июня  1938  года  с  полным  запаса  угля,  воды  и  провизии  «Полярный»  /  командир  капитан-лейтенант  Павел  Ипатов  /  и  «Партизан»  /  командир  капитан  3  ранга  Павел  Тюньков  /  покинули  Кронштадт.  На  переходе  отряд  возглавил  слушатель  Военно-морской  академии  капитан  2  ранга  Лев  Анатольевич  Владимирский.  Особая  ответственная  задача  в  походе  легла  на  штурманские  кадры.  Штурманом  на  «Полярном»  назначили  старшего  лейтенанта  Юрия  Ковеля,  на  «Партизане»,  учитывая  длительность  предстоящего  плавания,  сразу  двоих  -  старшего  лейтенанта  Василия  Федоровича  Чалого  и  лейтенанта  Бориса  Федоровича  Петрова.  Василий  Чалый,  служивший  до  поступления  в  академию  на  Тихом  океане,  уже  имел  опыт  океанского  плавания.  Должность  флагманского  штурмана  отряда  занял  капитан  2  ранга  Яков  Яковлевич  Лапушкин.  Головной  шел  «Полярный»  под  флагом  флагмана,  в  кильватере  ему  держал  «Партизан».

По  штурманской  части  гису,  так  называли  на  флоте  гидрографические  суда,  имели  гироскопический  и  два  магнитных  компаса,  лаг  для  измерения  скорости  и  пройденного  расстояния,  радиопеленгатор  и  другое  навигационное  оборудование.  Однако  и  оно  оказалось  бессильным,  когда  отряд,  после  захода  в  Плимут,  оказался  в  Атлантическом  океане.  Определять  свое  местоположение  астрономическими  способами  штурманам  мешали  постоянные  туманы  и  дожди.  Воспользоваться  для  вычисления  координат  широковещательными  станциями  городов  на  Атлантическом  побережье  Америки  мешала  малая  точность  таких  определений.  Тогда  штурманы  решили  уточнить  счислимое  место  при  помощи  эхолота,  получив  при  этом  довольно  точную  обсерваторию.

25  июля,  почти  через  месяц  после  выхода  из  Кронштадта, благодаря  старательной  работе  штурманов  «Полярного»  и  «Партизана»  судна  ошвартовались  у  причалов  Бостона,  выбранного  следующим  местом  стоянки  и  пополнения  запасов. Впервые  в  истории  советско-американских  отношений  в  порту  США  встали  на  якорь  корабли  под  военно-морским  флагом  Советского  Союза.  Экипажи  гидрографических  суден  в  Бостоне  встретил  поверенный  в  делах  СССР  в  США  Константин  Уманский.  Начались  положенные  визиты  вежливости,  званые  обеды.  В  дружеской  атмосфере  прошла  и  встреча  с  офицерами  ВМФ  США,  состоявшаяся  накануне  отплытия  отряда  из  Бостона.  Американцы  держались  корректно,  но  в  разговорах  довольно  резко  отзывались  агрессивном  курсе  Японии.

29  июля, на  следующий  день  после  выхода  советских  кораблей  в  море,  на  капитанский  мостик  «Партизана»  поднялся  взволнованный  радист.

—   Товарищ  командир, -  обратился  он  к  капитану  3  ранга  Тюнькову. -  В  эфире  американцы  какой-то  гвалт  подняли.  Я  в  английском  не  силен,  но  понял,  что  говорят  про  СССР  и  Японию,  и  еще  слово  «война» разобрал.

Так  советские  моряки  узнали  о  событиях  в  районе  озера  Хасан.  Еще  в  Бостоне  Константин   Уманский  в  доверительной  беседе  сообщил  Льву  Владимирскому,  что  японцы  предъявили  к  СССР  территориальные  претензии  где-то  в  Приморье  и  угрожают  применением  силы,  стягивая  к  границе  войска.  Когда  гису  проходили  Панамский  канал,  в  параллельном  шлюзе  на  встречном  пароходе,  увидев  советский  военно-морской  флаг,  японцы  закричали  воинственное  «Банзай!».

Обогнув  мыс  Марьято,  самую  южную  точку  Панамы,  отряд  кораблей  в  сопровождении  тихоокеанских  дельфинов  взял  курс  на  Сан-Франциско. Сменяя  друг  друга,  Василий  Чалый  и  Борис  Петров  занимались астрономическими  наблюдениями,  регулярно  определяя  свое  местоположение  по  солнцу  и  звездам.  Раз  в  четыре  часа  они  обменивались  вычисленными  координатами  с  «Полярным»,  на  котором  находился  флагманский  штурман.  Рутинная  штурманская  работа  не  наскучила  Василию  Федоровичу, который  делал  все  необходимое, совершенствуя  свое  мастерство.

В  Сан-Франциско  корабли-гидрографы  ВМФ,  вновь  встреченные  Константином  Уманским,  пополнили  все  необходимые  запасы  угля  и  воды  для  дальнейшего  плавания  до  порта  Датч-Харбор  на  Алеутских  островах,  куда  отряд  и  прибыл  после  двухнедельного  плавания.  17  сентября, после  трехдневной  стоянки  на  острове  Уналашка,  гису  направились  к  родным  берегам  -  к  Камчатке,  а  утром  25  сентября  «Полярный  и  «Партизан»  вошли  в  Авачинскую  бухту  Петропавловска.

Перед  заходом  во  Владивосток,  командир  отряда  капитан  2  ранга  Владимирский  принял  решение  привести корабли  к  конечной  цели  плавания  в  полном  блеске.  Для  этой  цели  16  октября  судна  зашли  в  небольшой  порт  Находка,  где  целые  сутки  экипажи  гидрографов  потратили  на  покраску  своих  кораблей. На  следующий  день, преодолев  свыше  15  000 миль,  поход  через  два  океана  завершился.  Несмотря  на  обычный  набор  навигационных  инструментов,  отсутствие  на  гису   радиолокации,  весь  его  период  благодаря  штурманскому  составу  отряда  характеризовался  высокой  точностью  кораблевождения.

Данный  переход  гидрографических  кораблей  из  Кронштадта  во  Владивосток  был  первым  большим  океанским  плаванием,  порученным  молодым  командирам  Красного  Флота,  окончившим  военно-морские  учебные  заведения  в  советский  период.  Поход  положил  начало  формированию  среди  высшего  командного  состава  ВМФ  СССР  понимания  роли  океанов  в  обороноспособности  страны, которое  позднее  советский  журналист  и  писатель  Владимир Рудный  назовет  «океанской  идеологией». Несомненно,  это  в  немалой  степени  способствовало  тому,  что  Лев  Владимирский, Павел  Ипатов,  Юрий  Ковель,  Борис  Петров  и  Василий  Чалый  стали  впоследствии  адмиралами,  известными  деятелями  советского  Военно-Морского  Флота.

Угроза  перерастания  пограничных  столкновений  с  Японией  в  крупномасштабную  войну  с  применением  всех  родов  войск  заставила  Главный  штаб  ВМФ  перебросить  на  Дальний  Восток  другие  военные  корабли.  Так,  15  июня  1939  года  по  маршруту  группы  Владимирского  из  Кронштадта  на  Тихий  океан  направился  дивизион  базовых  тральщиков  в  составе  кораблей  «Стрела»,  «трос»,  «Проводник»  и  «Подсекатель».  Еще  ранее  -  6  апреля  -  из  Севастополя  через  Суэцкий  канал  и  Филиппины  взяли  курс  во  Владивосток  базовые  тральщики  «Веха»,  «Чека», «Параван»  и  Капсюль».

Оба  дивизиона  тральщиков  ВМФ  благополучно  достигли  Владивостока,  где  по  решению  специальной  комиссии  были  приняты  в  состав  Тихоокеанского  флота.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.93MB | MySQL:47 | 0,438sec