И один в небе воин…

Bezuh-Mihail-Ivanovich

 

Безух Михаил Иванович  родился  12  мая  1914  года  в селе Белосарайская Коса ныне Першотравневого района Донецкой области в семье крестьянина. Русский. Генерал-майор авиации (19.02.1963). Герой Советского Союза (1.7.1944).

Окончил начальную школу в с. Белосарайская Коса. Работал в колхозе «Победа». В г. Мариуполе окончил школу фабрично-заводского обучения Рыбной промышленности СССР и два курса Азовского рыбного техникума.

В Красной Армии с 1935 года. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков (1938), Военно-воздушную академию (1950), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е.Ворошилова (1957).

Участник Великой Отечественной войны. Лётчик 55-го истребительного авиационного полка (1941). Командир авиационного звена, штурман авиационной эскадрильи, штурман 565-го штурмового авиационного полка. (1942—1943). Заместитель командира 565-го штурмового авиационного полка по лётной подготовке (1944). Командир 571 штурмового авиационного полка (1944—1945). Командир истребительного авиационного полка. Начальник штаба авиационной дивизии. Заместитель командира авиационной дивизии. Командир авиационной дивизии. Командир истребительного авиационного корпуса. Заместитель командующего Воздушной Армии. В 1965 года в запасе по возрасту. Занимался военно-патриотической и ветеранской работой. Умер 31 июля 1971 года после тяжелой и продолжительной болезни. Похоронен в г. Москве в Колумбарии Новодевичьего кладбища. Установлена мемориальная плита.

Награждён: 2 орденами Ленина; 3 орденами Красного Знамени; орденом Суворова 3 степени; орденом Кутузова 3 степени; 2 орденами Красной Звезды и медалями; а также орденом ЧССР «Военный крест 1939 г.» и медалями.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

И один в небе воин…

В начале апреля 1943 года в небе над Таманским полуостровом появились новые, неизвестные до сих пор советскому командованию, модификации немецкого бомбардировщика Ju-87 «Stuka», оснащенные зенитными 37-мм пушками под крыльями. Они стреляли снарядами с вольфрамовыми сердечниками, которые взрывались только после того, как пробивали броню. Маневренность «лаптежника», как называли этот самолет русские солдаты, конечно, резко снижалась с установкой двух дополнительных пушек, но возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке бронированных целей. 14 апреля 1943 года гауптман Ганс-Ульрих Рудель, который летал на этой экспериментальной «Штуке», за поражения наземных и надводных целей у побережья Тамани и Кубани был награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту. Причём на самолёте Руделя была установлена автоматическая кинокамера, и кадры, зафиксированные его успешные действия, были затем включены в выпуски немецкой фронтовой кинохроники.

Сложившаяся ситуация беспокоило советское командование. По данным разведки, группа гауптмана Руделя была переведена на аэродром в г. Керчи для боевых испытаний, а основной центр, где занимались испытанием нового «истребителя танков», — так называемое «Panzerversuchskommando» под командованием гауптмана Ганса-Карла Штеппа, — находилось в Брянске. К тому же там уже начали предварительные испытания Ju-87 «Stuka» с 75-мм пушкой, установленной под пилотским сидением (самолёт уже прозвали «кanonenvogel» — «птичка с пушкой»). Части авиации дальнего действия Ставки ВГК под командованием генерал-полковника авиации Александра Голованова несколько раз наносили бомбовые удары по аэродрому г. Брянска, однако нельзя было с уверенностью говорить о конкретных результатах этих атак. Ввиду того, что население в районе аэродрома было выселено, получить полную информацию о результатах этих налетов, за исключением отрывочных данных, не представилось возможным. Поэтому была разработана операция по штурмовому удару по Брянскому аэродрому.

К выполнению этой задачи предполагалось привлечь 24 самолёта 565-ой штурмового авиационного полка 224-ой штурмовой авиационной дивизии, на вооружении которого состояли штурмовики Ил-2. Он базировался на аэродроме Зубово Западного фронта. Командующий 1-ой воздушной армии генерал-лейтенант авиации Сергей Худяков, который лично посетил КП 565-ой штурмового, назначил возглавлять общую группу штурмовиков заместителя командира полка по лётной подготовке капитана Михаила Ивановича Безуха.

24 апреля 1943 года, в день начала операции, погода выдалась нелётная, горизонтальная видимость не превышала одного километра и выполнение задания откладывалось. Тогда Михаил Безух, отобрав 6 самых опытных экипажей, обратился к командующему 1-ой воздушной армии за разрешением на вылет. Получив согласие, Безух вывел шестёрку Илов на задание. Без прикрытия истребителей, на бреющем полёте, буквально прижимаясь к земле, группа внезапно вышла на Брянский аэродром и нанесла бомбардировочно-штурмовой удар. Когда на земле уже пылали самолёты противника, Михаил Иванович отдал приказ:

— Всем построиться «змейкой»! Уходим домой!

И в это время он заметил, как справа заходит для атаки четыре немецких истребителя Bf-109. Размышлять было некогда, командир решил принять воздушный бой.

— Принимай командование группой! Я прикрою вас! – передал капитан своему заместителю.

Михаил Безух был одним из тех лётчиков, которые первые осваивали штурмовик Ил-2. Являясь легендой для молодых пилотов, героем газет, чья боевая слава разошлась по всему фронту, он был автором тактики применения штурмовиков при встрече с немецким истребителями, предпочитая не уклоняться от боя, а стремительно атаковать. Вычёркивая ночью при коптилке схемы проведённых воздушных боёв (Безух встретил войну пилотом истребителя И-153 «Чайка»), анализируя опыт лётчиков не только других частей, но и фронтов, Михаил Безух с каждым вылетом убеждался в правоте, сделанных им выводов. Поэтому капитан круто повернул машину навстречу вражеским истребителям.

Не ожидавшие такой молниеносной атаки «Железного Густава» (так немцы прозвали советский штурмовик), немецкие пилоты уклонились в сторону. Михаил Безух вместе со своим стрелком отражал атаки «мессершмиттов» и прикрыл выход из боя своих самолетов. Вражеские самолёты преследовали Ил до самой линии фронта, но каждый раз, натыкаясь на интенсивный заградительный огонь, не решались приблизиться.

Группа благополучно прибыла на свой аэродром, не потеряв при выполнении задания ни одного самолёта.

На разборе проведённой операции в присутствии командира дивизии полковника Михаила Котельникова, генерал-лейтенант Худяков вручил Михаилу Безуху за успешное выполнение боевого задания орден Красного Знамени.

 

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.99MB | MySQL:48 | 0,366sec