Благодарность югославского правительства…

Ovcharenko Ivan Ivanovich

Овчаренко Иван Иванович родился 25 августа 1914 года в селе Александровка ныне Марьинского района Донецкой области в семье крестьянина. Украинец. Генерал-майор авиации (3.8.1953).

В 1933 году окончил Донецкое горно-промышленное училище. В 1936 году окончил Рубежанский механико-металлургический техникум.

В Красной Армии с 1936 года. Окончил 11-ю военную авиационную школу пилотов (1938), Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы (1950), Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (1956).

Участник Советско-финской войны. Младший лётчик 9-го авиационного полка (12.1938 – 7.1941).

Участник Великой Отечественной войны. Командир авиационного звена (7.1941 – 2.1942), заместитель командира авиационной эскадрильи (2.1942 – 2.1943), командир авиационной эскадрильи (2. – 10.1943) 157-го истребительного авиационного полка. Штурман (10.1943 – 4.1944), заместитель командира (4. – 6.1944) 347-го истребительного авиационного полка. Командир авиационной эскадрильи Авиационной группы особого назначения (6. – 12.1944). Лётчик-инструктор по технике пилотирования и теории полёта, одновременно заместитель командира 659-го истребительного авиационного полка (12.1944 – 6.1945).

Командир авиационного полка Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС Московского военного округа (6.1945 – 4.1947). Заместитель начальника Центра – старший лётчик-инструктор по переучиванию лётно-технического состава по боевому применению реактивных самолётов-истребителей (4.1947 – 7.1948). Командир авиационного полка ВВС Московского военного округа (7.1948 – 1.1950). Командир 107-й истребительной авиационной дивизии (12.1950 – 11.1954). Командующий 12-й авиационной группы ВВС Северного Флота (12.1956 – 4.1959). В распоряжении Главнокомандующего ВВС (4.1959 – 4.1960).

В отставке с 1960 года.  Умер 21 февраля 1973 года. Похоронен в  пос.  Монино  Московской  области  Гарнизонное  кладбище.

Награждён: 4-мя орденами Красного Знамени; 3-мя орденами Красной Звезды и медалями.

Благодарность югославского правительства…

В ночь на 14 октября 1944 года танки 4-го гвардейского механизированного корпуса генерал-лейтенанта танковых войск Владимира Жданова, после короткой, но мощной артиллерийской подготовки, атаковали немецкие войска в районе горы Авала и к утру вышли на южную окраину Белграда. 12-й корпус Народно-Освободительной Армии Югославии (НОАЮ) прочно удерживал дороги в направлении Белграда южнее реки Сава. 57-я Армия под командованием генерал-лейтенанта Николая Гагена стремительно продвигалась к столице Югославии вдоль Дуная. Белградская наступательная операция вступила в завершающую фазу.

Сложившаяся ситуация требовала переброски членов Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ) и офицеров Верховного штаба НОАЮ с острова Вис в район непосредственных боевых действий. С этой целью югославское военно-политическое руководство обратилось за помощью к начальнику советской военной миссии в Югославии генерал-лейтенанту Николаю Корнееву. Утром 15 октября 1944 года полковник Степан Соколов, начальник Авиационной базы СССР по снабжению Югославской Армии, располагавшейся в итальянском городе Бари (точнее в небольшом местечке Палезе в восьми километрах от Бари) получил приказ обеспечить перелёт правительственной группы во главе с Председателем Президиума Исполкома АВНОЮ Иваном Рибаром. Полковник вывал к себе всех руководителей базы и авиационной группы особого назначения (АГОН), находившейся в прямом подчинении Соколова. Когда уточнили все детали, задачу экипажам поставил командир АГОНа полковник Виктор Щелкунов:

— Товарищи, нам предстоит сегодня перебросить с острова Вис югославское правительство и оставшиеся части Верховного штаба. Для этого будет задействовано семь самолётов. Каждый из них должен взять на борт по 15 человек и доставить их в Бари. После возвращения, уже здесь, начнётся подготовка ко второму этапу перелёта на площадку Дивцы под Белград. Туда полетят все наши наличные машины. Майору Овчаренко организовать прикрытие транспортных самолётов, для чего задействовать десять «яков». Возглавит операцию майор Еромасов.

Ровно в час дня в воздух поднялся одиночный Douglas C-47 Skytrain, машины данной конструкции находились на вооружении АГОНа. В официальных советских документах название этого американского военно-транспортного самолёта, который поставляли по «ленд-лизу» в Советский Союз, значилось как «Си-47». На сиденье рядом с командиром экипажа находился командир транспортной эскадрильи авиагруппы майор Пётр Еромасов. Через несколько минут за «дугласом» взлетел истребитель Як-9, пилотируемый майором Иваном Ивановичем Овчаренко, командиром истребительной эскадрильи. С интервалом в час попарно вылетели и остальные Си-47. Каждую пару прикрывало звено «яков».

В своё время, полковник Щелкунов сомневался в целесообразности переброски в Италию истребителей из Советского Союза, так как транспортная эскадрилья, уже находившаяся в Бари, совершали свои полёты в небе Югославии преимущественно ночью. «Дугласы» с красными звёздами доставляли НОАЮ оружие, боеприпасы и продовольствие, занимались эвакуацией раненых югославских партизан. К тому же, с конца июня 1944 года по приказу Адольфа Гитлера практически всю немецкую истребительную авиацию перебросили из Северной Италии во Францию, для противодействия вторгнувшимся туда союзным войскам.

Однако Москва думала иначе. Лётчики-истребители были подобраны из фронтовых авиационных полков и имели достаточный боевой опыт. Так, на счету командира сформированной эскадрильи майора Ивана Овчаренко было десять уничтоженных самолётов противника лично и тринадцать в группе с товарищами. 25 августа 1944 года, стартовав с аэродрома Лунга в районе Бельц, двенадцать Як-9 (особой модификации дальнего действия) преодолели без посадки расстояние более 2 000 километров за три с половиной часа над территорией, занятой противником, и успешно приземлились в Палезе. Общая численность солдат и офицеров Красной Армии в Бари достигла ста человек. С этого времени транспортные самолёты под авиационным прикрытием истребителей стали осуществлять полёты к югославским партизанам и в дневных условиях. Осуществление данной операции также стало возможным благодаря использованию светлого времени суток.

Облачность на маршруте была высокой. «Сорок седьмые» набрали 2 000 метров и, не входя в неё, с тем, чтобы быть в поле зрения своих истребителей, пошли прямым курсом на Вис в Адриатическом море. Майор Иван Овчаренко, прикрывая передовой Си-47, летел в самой опасной зоне – между военным транспортником и облачностью. Через сорок минут полёта небо очистилось от туч, облачность осталась позади.

На остров сели сходу. К отлёту уже всё было готово: люди на стоянке, машина с грузом – рядом. Майор Пётр Еромасов быстро объяснил представителям советской военной миссии порядок прилёта остальных самолётов, и, как только закончилась погрузка, пригласил пассажиров в «дуглас». Перегруженная машина тяжело оторвалась от взлётной полосы. В небе её уже ждал истребитель Ивана Овчаренко.

К 6 часам вечера переброска югославского правительства и офицеров Верховного штаба в Бари была завершена. С учётом перевозимого имущества и людей средняя загрузка самолёта составила 2 500 килограммов. За то время, когда всех представителей югославской делегации кормили ужином, самолёты были осмотрены и заправлены горючим. С наступлением темноты началась отправка Си-47. Первыми рейсами улетели самые ответственные руководители АВНОЮ и Верховного штаба.

На том участке маршрута, который пролегал непосредственно над территорией Югославии, была более низкая облачность. В связи с тем, что на пути лежала гора Дурмитор, одна из самых высоких вершин на Балканском полуострове, полёт проходил на большой высоте, в облаках. Однако видимость в районе затерявшегося на горных склонах небольшого местечка Дивцы, где находилась посадочная площадка, оказалась хорошей: в ответ на пущенную красную ракету, один за другим зажглись сигнальные костры.

Все работы проходили чётко: посадка, заруливание, разгрузка при работающих моторах, взлёт. Полтора часа бесперебойно работал конвейер на посадочной площадке.

Несмотря на неблагоприятные условия погоды, члены политического руководства Югославии и высшие командиры югославской армии усилиями Авиационной группы особого назначения оказались в восьмидесяти километрах к юго-западу от Белграда. 20 октября 1944 года они вошли в освобождённую частями Красной Армии и бойцами НОАЮ столицу Югославии. Югославское правительство выразило особую благодарность за быстроту и чёткость, с которой была произведена эта переброска…

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress: 20.15MB | MySQL:40 | 0,397sec